Будет ли пересмотрено «Восточное партнерство»?

 

Состоявшийся недавно в Риге саммит «Восточного партнерства» (программа предусматривает сотрудничество ЕС с шестью странами постсоветского пространства — Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой, Украиной) поставил ряд принципиальных вопросов о дальнейшей судьбе данного европейского проекта. Похоже, это понимают и в руководстве самого Евросоюза.

Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, ссылаясь на итоги Рижского саммита, заявил, что процесс «Восточного партнерства» должен регулярно пересматриваться. Необходимость «пересмотра» Юнкер обусловил тем, что, «к сожалению, некоторые наши «восточные партнеры» пока не вполне расположены действовать совместно с Европой наиболее желательным образом».

Под «желательным поведением» стран — участниц программы «Восточного партнерства» глава европейского правительства, судя по всему, подразумевает их согласие на беспрекословное следование политике и интересам Брюсселя. В Евросоюзе осознают, разумеется, ущербность данного подхода, о чем свидетельствует, в частности, заявление посла ЕС в США Дэвида О’Салливана: «Мы ни в каком случае не ожидаем от этих стран (то есть «восточных партнеров». — Н.Н.) такой поддержки внешней политики Европейского союза, какой ожидаем от стран — кандидатов в ЕС». Тем самым европейский дипломат дал понять, что ЕС не требует от стран, входящих в «Восточное партнерство», поддержки санкций в отношении России. Таков официальный посыл Брюсселя в ответ на несогласие ряда «восточных партнеров» (Азербайджана, Армении и Беларуси) присоединиться к антироссийской политике Запада. Однако общий характер политики Евросоюза (и это подтверждается, в частности, вышеприведенным заявлением Жан-Клода Юнкера) показывает, что организация, в принципе, желала бы видеть «восточных партнеров» послушными ее воле, прежде всего, по вопросам внешней политики.

В контексте разговоров о возможном пересмотре «Восточного партнерства» следует рассматривать и нашумевшее заявление представителя Украины при Евросоюзе Константина Елисеева о необходимости дифференцировать участников проекта. Речь идет об «отсоединении» Украины, Молдовы и Грузии, подписавших ассоциативные соглашения с ЕС и следующих в фарватере политики Запада, от Азербайджана, Армении и Беларуси. Однако ясно, что в случае реализации инициативы Киева проект «Восточного партнерства» вообще прекратит свое существование. Потому-то Брюссель предпочел смолчать на инициативу Киева, хотя и не скрывает недовольства в связи с нежеланием ряда «восточных партнеров» игнорировать интересы России на постсоветском пространстве.

Примечательно в этой связи заявление главы МИД Беларуси (страны, последовательно реализующей стратегию союзнических отношений с Россией, но при этом стремящейся к взаимовыгодному сотрудничеству с ЕС) Владимира Макея, назвавшего предложение о разделении «Восточного партнерства» «абсолютно глупым утверждением». Он добавил, что участие в программе «Восточного партнерства» «должно приносить пользу стабильности и безопасности нашего региона, а не усиливать конфронтацию. Если кто-то хочет построить свое участие, деятельность в рамках этой инициативы на иных основах, тогда, я думаю, инициатива прекратит свое существование».

Между тем с учетом всех этих сомнений о целесообразности дальнейшей реализации «Восточного партнерства» Евросоюзу следовало бы также научиться отделять внешнеполитические приоритеты таких, скажем, стран, как Азербайджан и Беларусь, от действий Армении, делающей ставку на России исключительно в расчете на содействие последней в сфере безопасности (рассматриваемой Ереваном через призму дальнейшей оккупации азербайджанских территорий). В частности, Азербайджан ждет от Евросоюза равноправного диалога в интересах обеих сторон. С этой целью наша страна предлагает Брюсселю заключить соглашение о стратегическом партнерстве, которое станет основой широкого взаимовыгодного сотрудничества между Азербайджаном и Евросоюзом. Без привязки к тому, будет или нет существовать программа «Восточного партнерства», которая, по желанию Брюсселя, все более превращается лишь в инструмент антироссийской политики.

Натиг НАЗИМОГЛУ

Азербайджанские известия.- 2015.- 6 июня.- С.- 1