Адиль БАГИРОВ, доктор политических наук (США): «Нам нужно усилить работу по
формированию имиджа страны»
Азербайджано-американские отношения — одно из наиболее важных направлений внешней политики нашей страны. В ее реализации немаловажная роль отводится сформированной в США относительно недавно азербайджанской диаспорской организации. О ее деятельности, достижениях и задачах на перспективу рассказывает в интервью 1news.az соучредитель и член совета директоров Сети азербайджанцев США и Фонда «Карабах» (США) доктор политических наук Адиль БАГИРОВ.
— В последнее время все чаще озвучивается мнение, что армянская диаспора умело играет на противоречиях между Белым домом и Конгрессом, что позволяет ей добиваться определенных привилегий для Армении. Насколько справедливы подобные утверждения?
— «Секрет успеха» армянского лобби в США, как и в других странах мира, в основном в том, что: первое — они начали свою деятельность давно. В США, к примеру, более 100 лет назад, о чем свидетельствует известное письмо на этот счет бывшего конгрессмена министру АДР, датированное 1919 годом; второе — часто проживают компактно, что само по себе служит мощным инструментом давления в политике на местном, штатном и в итоге федеральном уровне. Например, города Глендейл в Калифорнии, Уотертаун в Массачусетсе и т.д.; третье — тратят намного больше денег на лоббирование и другую диаспорскую и социально-политическую деятельность, чем азербайджанцы или даже турки; четвертое — являются в большей степени активными, чем многие другие диаспоры и лоббистские группы; пятое — в большей степени сплочены по основополагающим вопросам, чем многие другие диаспоры и лоббистские группы. Как видно, азербайджанской диаспоре, как в США, так и в других странах мира, реально трудно конкурировать по всем этим критериям.
— Какие успехи в деятельности азербайджанской диаспоры в США вы могли бы перечислить? Насколько удается противостоять армянской диаспоре?
— Успехов очень много и намного больше, чем у любой другой азербайджанской диаспоры где-либо в мире, да и вообще чем у многих других диаспор. Например, первое в мире признание 31 марта (День геноцида азербайджанского народа) было в 2009 году именно в США — в штате Невада специальной прокламацией губернатора штата по просьбе USAN. Он повторил эту прокламацию в 2010 и 2011 годах. Далее, именно в США впервые в мире по просьбе USAN было признано на законодательном уровне преступление против человечности в Ходжалы — в штате Массачусетс в 2010 году, затем в Техасе в 2011 году и во многих других штатах в последующие годы. Также впервые на исполнительном уровне губернатором Нью-Джерси Крисом Кристи (один из кандидатов в президенты США) в 2011 году была признана, по просьбе USAN, трагедия в Ходжалы. Разного рода резолюций, проведенных USAN на уровнях парламентов штатов США, было свыше 10 за эти годы. Также USAN многократно приглашался в Конгресс США для официальных выступлений в качестве экспертов по Южному Кавказу.
Например, в этом году соучредитель USAN Б.Маммедли выступил перед членами подкомитета по иностранной помощи комитета ассигнований Конгресса США. Каждый год члены USAN публикуют около 60 статей в различных газетах США. Насколько я знаю, ни одна организация как азербайджанской, так и турецкой и даже армянской диаспор не имеет такого количества статей в прессе США или какой-либо другой страны. В 2013 году USAN начал сбор подписей под петицией о трагедии в Ходжалы на официальном сайте Белого дома, и более 124 тысяч азербайджанцев подписали ее за 30 дней. Тем самым мы смогли вынудить Госдеп дать нам официальный ответ со стороны администрации США, чем вызвали ярость армянского лобби.
Также в 2009 году USAN была признана первой азербайджанской и тюркской организацией — официальным партнером Бюро переписи США (входит в Министерство торговли). Тогда шла подготовка к переписи населения 2010 года. В этом году USAN стала единственной азербайджано-американской организацией, приглашенной в Белый дом на празднование Новруз байрамы, которое устроила первая леди США Мишель Обама. До этого Фонд «Карабах» был единственной азербайджано-американской организацией, принимавшей ежегодное участие в Форуме диаспор, который организовывала госсекретарь Хиллари Клинтон. Азербайджанцы проявляют активность и на политическом поле — были назначения на разные политические посты.
Есть также успехи на неполитическом поприще — например, Фонд «Карабах», основателем которого я являюсь, проводил самые крупные культурные мероприятия в США, такие как участие в фольклорном фестивале музеев Смитсониан, несколько крупных концертов ТЮРКСОЙ и многое другое. Армянские организации пытались хоть как-то скопировать усилия Фонда «Карабах», но не смогли. Есть другие организации, представляющие азербайджанскую историю и культуру, например, Центр Азербайджана в Хьюстоне, сразу три азербайджанские организации в Нью-Йорке, которые много делают для сохранения наследия мугама и азербайджанских танцев, и другие. Так что, как видите, успехов немало, перечислять можно долго. Учитывая неравные ресурсы и силы, это очень эффективное противостояние армянскому лобби со стороны USAN и диаспоры как таковой, а также повышение значения и имиджа всей азербайджанской диаспоры.
— Какова численность азербайджанской диаспоры, в каких штатах в основном проживают азербайджанцы?
— В США проживает около 400 тысяч азербайджанцев, из них 350 тысяч — выходцы из Южного Азербайджана и около 50 тысяч — из Северного Азербайджана. Проживают, в основном, в Нью-Йорке, Техасе, Калифорнии, Миннесоте, Вирджинии, Мэриленде, Нью-Джерси.
— В последнее время в Баку раздается все больше критики в адрес США. В частности, в качестве упрека упоминается политика двойных стандартов в отношении Азербайджана. Имеются ли в нынешнем правительстве США силы, выступающие за улучшение отношений между Вашингтоном и Баку?
— Для США не только Азербайджан, но и весь регион Кавказа не является столь важным, как это может казаться на первый взгляд. США везде поспеть не могут, и даже такие союзники, как на 100% проамериканская и христианская Грузия и президент Саакашвили, не получили и половины того, на что рассчитывали. Если кто-то полагает, что в Белом доме, Госдепе, Конгрессе или еще где-то сидят высокопоставленные чиновники и политики, которые только и думают о том, как бы напакостить Азербайджану, то должен отметить, что такого, по моему мнению, нет.
Зато есть: первое — сильное, активное, богатое армянское лобби; второе — пока еще не такое сильное азербайджанское лобби и третье — риторика, которая стала появляться в Азербайджане в последние пару лет и которая интерпретируется в США как «антиамериканская». При этом такого рода заявлений по отношению, например, к России или Ирану вроде нет. Конечно, в США, как и везде, есть люди, недружественно и несправедливо настроенные к Азербайджану (и не только к Азербайджану). Их имена всем известны, но они не являются президентом или спикером Конгресса США. Есть и немало трезвых, прагматичных, нейтральных, справедливых и, наконец, очень дружелюбных политиков. Другими словами, есть весь спектр людей и мнений — нужно со многими работать, лучше и активнее объяснять и отстаивать свои позиции. К власти в США рано или поздно приходят люди с прагматичными подходами к внешней политике. Кроме того, чтобы построить более качественные отношения, Азербайджану нужно переосмыслить свои подходы, продолжить работать над имиджем. Для этого есть эффективные методы — от небольших мероприятий до создания нормальных англоязычных медиа и ТВ, большей активности ученых и историков в Интернете (например в Википедии), публикации в престижных издательских домах качественных англоязычных исследований и книг азербайджанских авторов. Но это тема для отдельного, очень обстоятельного разговора.
Азербайджанские известия.- 2015.- 12
июня.- С.- 1