Опера в стиле

В постановке «Аиды» восторг зрителей разделили и сами исполнители

 

Опера «Аида» Джузеппе Верди периодически появляется на афишах Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета, неизменно собирая аншлаг. Вот и спектакль с участием звезд трех оперных театров Украины, Грузии и Азербайджана вызвал интерес не только бакинцев, но и иностранных гостей, среди которых приятно было увидеть нового посла США и главу итальянской дипмиссии в Азербайджане. Опера «Аида» уникальна во всех отношениях. Чисто конъюнктурное произведение, написанное композитором по заказу каирского театра в связи с торжественным открытием Суэцкого канала, она вскоре стала украшением репертуара любого музыкального театра в мире.

Обратившись к историческому сюжету, Джерди насытил оперу и по сей день современным звучанием. Центральное место в ней отведено любовной драме главной героини — дочери плененного царя эфиопов Аиды и египетского военачальника Радамеса, приведшей к трагическому финалу. Но именно в эти, последние минуты своей жизни герои по-настоящему свободны, а погребальную песнь жрецов они принимают за голоса богов, зовущих их в иную — светлую счастливую даль.

В этой опере есть нечто магическое — такое же необъяснимое, как и сама музыка Верди. Именно эта опера в стиле collosal настолько впечатлила молодого Джакомо Пуччини, что он твердо решил стать оперным композитором, которого позже сами итальянцы назовут «последним оперным классиком Италии».

На сцене нашего театра «Аида» — спектакль традиционный: яркая сценография наряду с монументальностью и помпезностью, создающая иллюзию древнеегипетской аутентичности, грандиозная фресковость сочетаются с лирическим пейзажем сцены на берегу Нила и лаконизмом финальной сцены у рокового камня. Правда, на этот раз вся постановочная часть была осуществлена известным отечественным театральным режиссером Аликом Усубовым, от чего спектакль только выиграл: создавалось ощущение, будто протерли старое запыленное зеркало, и оно засветилось изнутри ярким светом.

И к радости зрителей здесь все сошлось: драматическая история любви, блестящая музыка, яркий вокал и потрясающая игра. Была великолепная красавица Аида — Виктория Ченская, которая еще раз подтвердила, что по праву является обладательницей особой премии за лучшее исполнение этой партии на международном фестивале оперного искусства в Барселоне. Была и эффектная сценическая соперница титульной героини — египетская принцесса Амнерис в исполнении Фидан Гаджиевой. Был и неотразимый начальник дворцовой стражи — Радамес в исполнении маститого и опытного грузинского солиста Теймураза Гугушвили. Был и очень удачный дебют украинского баритона Дмитрия Гришина в партии гордого и грозного предводителя эфиопов — Амонасро. Был настоящий солидный (и в плане вокала, и в плане представительного внешнего вида) Фараон в исполнении Али Аскерова. Был и непреклонный Верховный Жрец — Рамфис в исполнении Акрама Поладова. Было и обволакивающее соло Жрицы — Гюльназ Исмайловой, благословляющей египетского полководца на победу.

Вся постановка очаровала. И все пять действий этой поистине масштабной оперы пролетели как одно мгновение. Казалось, исполнители сами, не без удовольствия, «растворились» в сценографии и в музыке вердиевского шедевра.

Оперу знаешь наизусть, но с каждым новым прослушиванием (тем более с таким великолепным исполнительским составом) делаешь мини-открытия, которые проявляются в тончайших нюансах, переходах вердиевской партитуры. Вот и на сей раз, в оркестре под руководством художественного руководителя Тбилисского государственного театра оперы и балета им. З.Палиашвили молодого маэстро Давида Кинцурашвили были отчетливо слышны фанфарные звуки победы во втором акте, видны холодные мерцающие блики звезд в финальной сцене и просто физически была ощутима атмосфера пряной египетской ночи в третьем акте.

Публика чутко внимала музыке и разворачивающемуся на сцене действу, лишь в конце спектакля позволив себе овациями заглушить еще не отзвучавший последний аккорд. Растроганные исполнители кланялись и приседали в реверансах. Т.Гугушвили уже по сложивший традиции и на радость залу бросил в оркестровую яму букет. Любит публика красивые жесты, тем более когда восторг зрителей разделяют и сами исполнители.

Улькяр AЛИEВА

Эхо.- 2015.- 4 марта.- С.- 4