Рашад АЛАКБАРОВ, художник: «Самое важное для человека творческого — знать, что
он хочет, и уметь претворить свои идеи в жизнь»
Художник Рашад Алакбаров пишет полотна тенью. Вместо мольберта и красок он использует белую стену, прожектор и самые простые материалы — бумагу, дерево, металл и даже отжившие свой век предметы. Его нестандартное мышление и воображение порождают захватывающее и провокационное искусство. С художником Пространства современного искусства YARAT! Рашадом АЛАКБАРОВЫМ беседовала корреспондент «Азербайджанских известий» Самира КЯЗИМОВА.
— Как случилось, что вы увлеклись тенями?
— Я закончил факультет декоративно-прикладных искусств Азербайджанской государственной академии художеств. По специальности я художник по металлу. После вуза отучился в магистратуре и аспирантуре. Сначала работал в живописи — писал картины и, признаться, мне это нравилось. Потом решил поэкспериментировать с тенями. Свою первую «теневую» работу я сделал в 2000 году. Она называлась «Взгляд на город с двух точек зрения». Это была инсталляция, собранная из ненужных, отслуживших свой век вещей — старых коробок, дисков, карандашей. Я разложил все это в самом углу стола таким образом, что при включенном прожекторе на стене появился город. Слева возвышались небоскребы и современные здания, а справа распростерся восточный город с минаретами и мечетями. Таким необычным способом я подчеркнул расположение Баку между Востоком и Западом. Кстати, впоследствии эту работу приобрел один итальянский коллекционер. Так начался новый «теневой» период моего творчества. Потом были выставки «Крылья времени» и «7+7. Прозрачнее», международная выставка современного искусства Orientalism: inside & outside, международные биеннале современного искусства в Баку, выставка Transfusion в Швейцарии и другие. В 2007 году я представлял Азербайджан на 52-м Международном биеннале в Венеции, а весной 2013 года моя работа Lost in translation. This too shall pass была представлена на Венецианском биеннале в павильоне Пространства современного искусства YARAT! (в рамках масштабного шоу Love me, love me not).
— И все же почему тени?
— Когда я сделал свой «теневой город», то и не знал, что существуют художники, которые очень серьезно увлекаются этим направлением искусства, создавая настоящие шедевры. Потом нашел в Интернете множество статей на эту тему. Первым работать с тенью начал японский художник Шигео Фукуда. Будучи не только художником, но и графическим дизайнером, он имел весьма своеобразный взгляд на искусство, что и дало ему возможность стать основоположником «искусства светотени». Именно его знаменитая конструкция из вилок и ножей отбрасывает тень в виде мотоцикла. А называется эта композиция «Ланч в мотоциклетном шлеме».
— А что это за конструкция из металла стоит в вашей мастерской? Она тоже отбрасывает какую-то необычную тень?
— В этой конструкции около 70 метров железных брусьев — они соединены между собой таким образом, что в этой, на первый взгляд хаотичной груде зашифрована фраза Try to save («Постарайся сохранить»). Я собрал ее специально к выставке YARAT! в Париже — Home sweet home.
— Как же происходит процесс составления слов и рисунков на стене?
— Сначала ставится свет, затем собирается инсталляция. Шаг за шагом, железка за железкой. Пробуется десяток вариантов, прежде чем слова-тени правильно лягут на стене. Потом вся эта конструкция закрепляется и ждет своего выхода к зрителям. Мне очень нравится моя работа. Это как игра в шахматы — множество ходов для достижения только одного результата — победы.
— Вы один из первых художников, который сделал рисунок из тени цветным. До вас «теневое» искусство было черно-белым. Как это произошло?
— В 2012 году меня пригласили участвовать в выставке Fly to Baku, открытие которой должно было состояться в Лондоне. Я решил придумать нечто необычное и новое — «нарисовать» картину цветными тенями. Заказал 90 самолетиков из цветного оргстекла и развесил их таким образом, чтобы на стене получился знакомый каждому бакинцу пейзаж — знаменитая Бакинская бухта. Абшерон ассоциируется у меня с двумя цветами — голубым и охрой. Для меня это оттенки моря и земли.
— Самый необычный материал, с которым вам приходилось работать?
— Была у меня идея сделать теневую картину из воды. Даже придумал специальную конструкцию, состоящую из большого бассейна с фонтаном. По замыслу струйки воды должны были вывести на стене надпись. Я хотел представить эту инсталляцию на выставке в Венеции, но был вынужден отказаться от идеи. Выставочный зал, в котором должна была быть представлена композиция, располагался на втором этаже старой постройки и был не способен выдержать бассейн с пятью тоннами воды. Так что эту идею отложу на потом. Когда-нибудь я ее обязательно осуществлю…
— Несколько лет вы сотрудничаете с Пространством современного искусства YARAT! Как это повлияло на ваше творчество?
— YARAT! поддерживает меня и помогает во всем. Недавно мы переехали в новое здание, где у каждого художника имеется своя собственная мастерская. Нам создали все условия, чтобы мы работали, с другой стороны YARAT! делает все возможное, чтобы познакомить общественность с произведениями молодых художников и скульпторов. Работая в одиночку, я не был уверен в своем творческом будущем. Начав же с 2011 года сотрудничать с YARAT!, теперь я могу планировать свои шаги, четко зная, куда иду и чего именно хочу. Пожалуй, это самое важное для творческого человека — знать, что он хочет, и уметь претворить все свои идеи в жизнь.
Азербайджанские известия.- 2015.- 4
марта.- С.-3