Горизонты мастерства
Четвертый Бакинский фестиваль мугама близится к финалу
Как всегда, фестивальная программа включала научный симпозиум, конкурс исполнителей и концерты мугама и восточной традиционной музыки Востока. В дни фестиваля гости и бакинцы могли также посетить симфонические концерты в филармонии, посмотреть оперу «Лейли и Меджнун» и музыкальную комедию « Не так, так эта» Узеира Гаджибейли и завершить вечер в Джаз-центре, послушав лучших азербайджанских джазовых музыкантов — Салмана Гамбарова, Джамиля Амирова и других.
Санубар БАГИРОВА, заслуженный деятель искусств Азербайджана, эксперт ЮНЕСКО
Слушательская аудитория научного симпозиума, естественно, состояла из музыковедов и студентов музыкальных вузов. Проведение подобных симпозиумов в Баку позволяет азербайджанским музыковедам, в основной своей массе не владеющим иностранными языками и, соответственно, остающимся вне «большой» мировой науки, приобрести некоторый опыт участия в международных научных форумах, познакомиться с тематикой и методами исследования своих зарубежных коллег. В этом отношении его значение для азербайджанской музыкальной науки существенно.
В симпозиуме приняли участие такие серьезные ученые, как Стивен Блам и Ричард Вулф (США), Александр Джумаев (Узбекистан), Гюльтекин Шамили (Россия), Окан Мурат Озтюрк (Турция), Махмуд Геттат (Тунис) и другие. Особый вес форуму придало участие генерального секретаря Международного совета по традиционной музыке профессора Сванибора Петтана.
Несколько слов о конкурсе исполнителей мугама и восточной традиционной музыки. К сожалению, он оказался менее представительным, чем симпозиум. В целом эти конкурсы пока еще не стали привлекательными для талантливых зарубежных музыкантов, о чем свидетельствует скромность их числа в нынешнем состязании. Будем надеяться, что со временем наши конкурсы наберут международный вес, тем более что его бессменные организаторы, наконец, осознали, что международное жюри не следует составлять, главным образом, из уважаемых азербайджанских ханенде; для этого существуют местные конкурсы. На этот раз в составе судей были такие опытные, знающие специалисты, как Пьер Буа (Франция), Брахим Эл Мазнед (Марокко), музыковеды Шахризад хасан (Ирак–Франция), Александр Джумаев.
Наибольший интерес для широкой публики представляли концерты исполнителей мугама, проходившие в Международном мугамном центре. Здесь, как всегда, в программу фестивальных концертов были включены выступления ханенде Арифа Бабаева, Мансума Ибрагимова, Забита Набизаде, Назакет Теймуровой, Сабухи Ибаева, Тейара Байрамова, Арзу Aлиeвой, Бейимханым Велиевой, Бабека Нифтaлиeва, Илкина Ахмедова, Эхтирама Гусейнова и Миралама Мираламова. Это, собственно, те исполнители мугама, которых Министерство культуры и туризма регулярно включает во все свои мероприятия и, таким образом, предлагает нам непременно любить и жаловать только их. Правда, на этот раз для разнообразия были приглашены также певцы Севиндж Сарыева, Закир Aлиeв и Джабир Абдуллаев, прежде не выступавшие на этих фестивалях.
Как всегда, вне этой «обоймы» остается Гочаг Аскеров, участник самых престижных в мире международных музыкальных фестивалей, единственный азербайджанский ханенде, который удостоился чести выступать на сцене прославленного королевского Альберт-холла в Лондоне. Чем не гадкий утенок на птичьем дворе из андерсоновской сказки! Нездоровье помешало мне посетить все концерты фестиваля, впрочем, я и так хорошо знакома с творчеством всех участников этих концертов. Некоторых из них я записывала на аудиодиски, выпущенные в Европе, и устраивала их выступления за рубежом.
Должна отметить прекрасную организацию концертов Арифа Бабаева и Мансума Ибрагимова. Здесь большая заслуга в грамотном, драматургически выверенном построении мугамного дастгяха принадлежит таристам — концертмейстерам их ансамблей Малику Мансурову, сопровождавшему Арифа Бабаева, и Эльчину Гашимову. В этом смысле композиция дастгяха Баяты Шираз (концертмейстер Алиага Садиев) уступала первым двум. Однако эмоциональная сила, отличавшая пение Назакет Теймуровой, ее подлинный артистизм компенсировали досадную рыхлость композиции.
Отмечу также хороший эпизод в Баяты Ширазе в исполнении Джабира Абдуллаева. У этого певца приятный голос в нижнем регистре, как и у Тейяра Байрамова. Им бы следовало поручить петь главным образом нижние разделы дастгяхов. Сабухи Ибаев известен в музыкальных кругах как «зильхан», то есть певец с высоким голосом; однако, как оказалось, на низких, теноровых нотах он поет гораздо интереснее, чем высоким дискантом. Но поскольку наша публика предпочитает мужчин-ханенде с высокими голосами, все наши певцы стремятся во что бы то ни стало петь в верхнем регистре, даже если их голоса там звучат плохо. Но, пожалуй, главным их недостатком является форсированный, так называемый «открытый звук», который больше напоминает крик, нежели пение.По чьей-то странной идее все мугамные концерты без исключения организуются по одной и той же схеме: это костюмированное представление непременно с большим количеством певцов и музыкантов. При этом каждый из ханенде, исполняющий свою часть дастгяха, старается произвести впечатление на публику своими замысловатыми руладами и громкостью пения на высоких нотах. В результате исполнение мугама превращается в шоу, из которого вытравляется присущий мугаму дух медитативности и сакральности.По контрасту с этим настоящий класс цивилизованного исполнения мугама показал иранский певец Алиреза Гурбани, выступивший с композициями в ладе Хумаюн и Баяты Исфахан. Хотя он уступает в эмоциональной силе нашим певцам, но его пение отличали высокая культура звука и хорошая вокальная школа. А сопровождали его три великолепных музыканта, чьи имена почему-то оказались строго засекреченными: они не были указаны ни в фестивальном буклете, ни объявлены перед концертом. Хочу восполнить здесь это упущение. Ансамбль составили Саман Самими, замечательный исполнитель на кяманче и композитор, Милад Мохаммади (тар) и великолепный Закарийа Юсифи, перкуссионист. Этот небольшой ансамбль доказал, что четырех хороших музыкантов вполне достаточно, чтобы достигнуть высокого художественного эффекта. Их приглашение на наш фестиваль, как и участие Гудси Эргюнера, прославленного музыканта, исполнителя на турецком нее, стало несомненной удачей в концертной программе Четвертого Бакинского фестиваля мугама.
Эльдар Гусейнов
Азербайджанские известия.- 2015.- 18
марта.- С.- 3