Людмила ДУХОВНАЯ, народная артистка Азербайджана: «Театр для меня — настоящий дом, где меня любят и ждут»

 

Народная артистка Азербайджана Людмила Духовная в особых представлениях не нуждается. Ведущая актриса РДТ успешна и любима публикой. Недавно она отметила свой двойной юбилей — личный и профессиональный. О себе и своем творчестве Людмила Духовная рассказала в интервью Day.az.

  — Людмила Семеновна, вы уже более полувека на сцене. Как вы это ощущаете как человек и актриса? Насколько театр за эти годы стал вашим домом?

— Ну, скажите, о каком возрасте может идти речь?! Я его не чувствую. Работаю и готова работать! На репетицию я всегда прихожу первая, и меня никогда никто не ждет, текст роли не только свой, но и партнеров, знаю наизусть!

Театр я всегда воспринимаю как свой дом. Если для спектакля нужны какие-то атрибуты: ваза, скатерть, бокалы, то я приношу свои. Обувь и другие аксессуары, необходимые для сценического костюма, часто покупаю сама, не предъявляя в театр товарные чеки. Радуюсь, что у меня есть поклонники, которым приятно после спектакля вынести мне на сцену цветы. А также те зрители, которые спрашивают в кассе — «играет ли в спектакле Духовная?» Все это, конечно, говорит о том, что театр для меня — настоящий дом, где меня любят и ждут.

— Самая любимая героиня, сыгранная вами?

— Любимых героинь много. Но одна — особенно. Это Кароли из «Загнанной лошади» по пьесе Ф.Саган, потому что в ней соединились главные качества женщины, которые мне очень близки.

— А есть роль, о которой вы всегда мечтали?

— Есть! Мечтать никогда не перестаю. Хотела сыграть Отелло… Да-да, не удивляйтесь: я по — жизни ревнивая, поэтому эта роль для меня была очень заманчива. Но мечтала — и не сыграла. Мы актеры — суеверны, поэтому говорить о новых ролях пока не буду. А буду верить и мечтать.

— Какие чувства труднее всего передать на сцене?

— Любовь!

— Важно ли вам, чтобы героиня, которую вы играете на сцене, хоть чем-то была похожа на вас?

— Совсем не обязательно. Самой себя мне достаточно в жизни (смеется). Я сыграла много героинь, которые были мне близки по духу, но чаще всего это были абсолютно противоположные моему характеру, привычкам, даже манерам, женщины. К примеру, я человек — очень мало пьющий в жизни, играла «выпивох»: Веру из «Встретимся на Торговой», Сирену в «Мужчине по вызову». Потом даже спрашивали: «Что, Духовная пьет?». А дворецкий Мальволио, которого я сыграла в «Двенадцатой ночи» Шекспира, вообще был мужчиной. Мне нравится играть роли, которые совсем на меня не похожи.

— У вас есть опыт работы в кино. Что все-таки вам больше по душе — работа в кино или в театре?

— Опыт в кино совсем небольшой: я снялась всего в десяти фильмах, и чаще всего это была случайность. Как, например, мое участие в фильме «Выставка» Литовской киностудии. Наш театр был там на гастролях, и на роль Цыганки, учитывая восточный колорит, они решили пригласить кого-нибудь из нашего театра. Обратились к директору, и он порекомендовал актрису, хорошо поющую цыганские романсы, с которой мы жили в одном номере. Когда они пришли, ее не было, и дверь открыла я. Увидев меня, они сразу сказали: «Нам нужны именно вы!».

С кино у меня «роман» не получается (смеется). Совсем недавно мне поступило предложение сняться в большой роли с отличным сценарием, интересным режиссером, но я отказалась: не хочу играть роли, которые связаны с темными сторонами нашей жизни — как в кино, так и в театре. Так что главный герой моего романа был и есть — театр! Роман у нас долгий, красивый, взаимный и надеюсь, что он с продолжением.

— Часто ли вам приходилось спорить с режиссерами, отстаивая свою точку зрения?

— Почти всегда! Для меня важны не амбиции, а результат. Да, я вмешиваюсь, потому что хочу привнести в роль что-то свое. Но самое главное для меня — доверять режиссеру, и чтобы он мне тоже доверял, и когда это происходит, я становлюсь ученицей первого курса театрального института.

— Получая новую роль, никогда не возникало ощущения, что она не ваша, лучше не браться?

— Не возникало — я просто за нее не берусь. Я уже говорила, что не люблю роли, которые несут со сцены негатив. Его и так достаточно в жизни. И я не возьмусь за такую роль только для того, чтобы просто пополнить свой творческий багаж…

— Какой сценический жанр вам больше по душе?

— На сцене я участвовала во всех жанрах — от комедии до трагедии: мои героини не только любили и страдали, но и пели, танцевали, делали «сальто» и садились на шпагат. И в сказках с удовольствием играла. В театре шла сказка «Великий лягушонок» по пьесе Л.Устинова, которую мы играли очень долго, в том числе и на гастролях. Я сыграла в ней четыре роли, в трех из них по разным причинам я заменяла других актеров, но всегда придумывала и вносила какие-то свои нюансы в роль, даже если это было всего на один спектакль. Но вообще мне ближе психологический театр, тот, который учит, заставляет думать, несет со сцены добро и любовь.

— Откуда возникло желание посвятить свою жизнь сцене?

— Из детства. Из поэзии, которую люблю до сих пор. В Интернете есть «Театр поэзии Людмилы Духовной» с огромной зрительской аудиторией и приятными отзывами, где я читаю не только классическую поэзию, но и современную, в числе которых наши азербайджанские поэты. Спасибо моим творческим друзьям, которые придумывают к ним замечательный видеоряд.

— Ваша главная жизненная позиция?

— Во всем всегда доходить до самой сути — это мой девиз. А позиция?.. Не предавать, любить, ценить друзей.

— Что цените в людях?

На этот вопрос отвечу стихами:

 

Мне нравятся люди, которые живы:

Во всем не угодны, умны и не лживы!

Не мнят себя кем-то. Не просятся в судьи

Мне нравятся люди, которые — Люди!

Которые ценят и искренно плачут,

Которые ищут жар-птицу — Удачу!

Которые лечат улыбкой усталой.

Мне нравятся люди… которых так... мало…

И я счастлива, что у меня в жизни такие люди есть!

 

Азербайджанские известия.- 2015.- 2 мая.- С.- 1

.