Стенография одного чувства

Успех постановки знаменитой оперы Верди с участием приглашенных  исполнителей в Баку был предсказуем

 

Знаменательным событием в культурной жизни азербайджанской столицы в эти майские праздничные дни стала постановка оперы «Травиата» Джерди на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета. Спектакль прошел с участием специально приглашенных исполнителей — художественного руководителя Баварского фестиваля оперного искусства, немецкого дирижера Корнелии фон Керссенброфк и солиста Украинского театра оперы и балета, заслуженного артиста Украины, лауреата международных конкурсов вокалистов Дмитрия Гришина, а также ведущих солистов оперной труппы театра — заслуженных артистов республики Афаг Аббасовой и Фарида Aлиeва.

Если верить знатоку человеческих душ Л.Н.Толстому, что «музыка — это стенография чувств», то опера Верди — это стенография одного чувства — любви со всеми вытекающими нюансами: страстью, ревностью, недопониманием, разрывом, примирением. Ее сюжет по автобиографической пьесы А.Дюма-сына «Дама с камелиями» повествует о любви известной куртизанки к молодому богатому юноше, которой воспротивилась семья возлюбленного (в лице отца главного героя Жоржа Жермона) и ее последующей смерти от туберкулеза. Иными словами, он основан на драматургическом конфликте двух начал — института семьи, сконцентрированного в образе Жоржа Жермона, и свободной любви в образном преломлении главной героини Виолетты Валери, она же Травиата, что по-итальянски означает «падшая женщина».

Успех спектакля на сцене нашего Театра оперы и балета был вполне предсказуем. Во-первых, «Травиата» — это классический шедевр, который зритель ждет всегда. Во-вторых, великолепная, а местами просто божественная музыка оперы Джерди. И, наконец, замечательный квартет исполнителейа вершине рейтинга зрительских симпатий, как всегда, была маэстро из Германии. В музицировании фон Керссенброфк много воздуха и чувственной тишины, которую она умеет донести до слушателя. И оркестр в этот вечер, казалось, старался показать по максимуму и разнообразие тембров, и настроения, и выразительный аккомпанемент.

Но все же подлинной звездой постановки стала молодая примадонна оперной труппы театра — Афаг Аббасова. У нашей вокалистки в партии Виолетты есть все, что у американцев принято называть the package (все в плотно упакованном виде). Прекрасные внешние данные — красота, молодость, обаяние, хрупкость, подходящие для роли умирающей от чахотки красавицы. Ее голос — скорее не колоратурное, а лирико-драматическое сопрано — как нельзя лучше подходит к партии Виолетты, предполагающей помимо виртуозной техники еще и умение петь драматично. Она не принадлежит к тем исполнительницам, чей голос покоряет с первого появления на сцене. Голос, как и актерское исполнение А.Аббасовой, подобно бутону, раскрывается постепенно. И как только это произойдет, зритель будет следить за актрисой неотрывно, покоренный редким сплавом идеального по технике и естественного, как дыхание, пения. Условность оперного действа испаряется, и остается подвластная только музыке — пульсация обнаженного умирающего человеческого сердца.

И партнер титульной героини — Фарид Aлиeв демонстрировал щедрость вокальную и душевную, подкупая прозрачностью дикции, богатством оттенков. Альфред в его исполнении — не инфантильный юноша, а романтический идеалист, тщетно пытающийся повлиять на ход событий. Замечательный тандем А.АббасоваФ.Aлиeв был успешно апробирован в целом ряде предыдущих постановок, поэтому все любовные дуэты получились весьма проникновенными.

Бакинской публике было весьма интересно посмотреть и послушать Дмитрия Гришина из Украины, славящейся своей замечательной певческой школой. Его басовитый баритон, как и плотное телосложение, оказался весьма уместным в партии Жоржа Жермона. Понравилась своеобразная сцена-дуэль сенсуалистки и сторонницы «свободной любви» Виолетты Валерии и рационалиста, отца благородного семейства Жоржа Жермона. Понять обе стороны вполне можно: для нее любовь к Альфреду — «луч света» последних дней жизни, а для него — скандальная любовь сына, грозящая разрушить весь уклад его семьи и вызвать порицание в общества. И сцена героини с Жоржом Жермоном (драматическая убедительность сломленной женщины, в голосе — роскошные вокальные низы, виртуозно подсвеченные струнными в оркестре), и потрясающее пиано в предсмертной встрече двух влюбленных нашли отклик зала. И музыка, и сценическое, и свето-цветовое решение финала создавали атмосферу удивительно теплую, как и все простые человеческие мечты о счастье.

Не менее выразительными были исполнители «второго плана»: Али Аскеров (маркиз Добиньи), Сабина Вахабзаде (подруга главной героини — Флора), Алиахмед Ибрагимов (друг влюбленных — Гастон), Акрам Поладов (доктор Гренвиль), Сабина Ахмедова (преданная служанка Аннина, Фируз Мамедов в партии барона Дюфоля.

Улькар Алиева 

Азербайджанские известия.- 2015.- 20 мая.- С.- 3