Джеймс МОРАН, глава Ассамблеи друзей
Азербайджана (США): «Я высоко ценю все, что сделал Азербайджан для утверждения
своей независимости»
Глава американской общественной организации Ассамблея друзей Азербайджана (AFAS) Джеймс МОРАН дал интервью азербайджанскому журналисту, руководителю телеканала CBC Азеру ХАЛИЛОВУ. Представляем вниманию наших читателей это интервью, размещенное на сайте АЗЕРТАДЖ.
— Не могли бы рассказать, каковы основные задачи, стоящие перед возглавляемой вами организацией?
— Наша главная цель — ознакомить мировую общественность, и, в особенности, Соединенные Штаты Америки с Азербайджаном и Прикаспийским регионом. Многие американцы не знают, из каких стран состоит Прикаспийский регион, они никогда не слышали об Азербайджане. Этот регион имеет крайне важное значение для всего мира. Потому что обладает значительными природными ресурсами. К тому же и в этом регионе есть государства, которые стремятся перейти от коммунистической формы к более представительной форме правления, при которой людям предоставляется больше свобод и возможностей. Для таких преобразований требуется много времени, но это имеет большое значение.
— Но помимо энергоресурсов и экономических вопросов есть и другие вопросы, такие, как борьба с терроризмом. С 2001 года Азербайджан ведет борьбу с международным терроризмом совместно с Соединенными Штатами. Думаю, прошло достаточно времени, чтобы узнать друг друга.
— Да, я согласен, что гораздо больше американцев должны были узнать об Азербайджане, о его достижениях, о том, где находится эта страна, и о ее значимости. Но я считаю, что на самом деле сегодня в США больше людей знают об Азербайджане и обо всем регионе, нежели 10 лет или, скажем, 20 лет назад. Это медленный процесс, но, тем не менее, важный процесс. И если мы не начнем работать сегодня, нам никогда не удастся в конечном счете достичь полного понимания этой части света, и мы не сможем взаимодействовать с ней, со странами этого региона в деле улучшения жизни людей во всем мире.
— Что вы собираетесь делать как глава организации AFAZ, чтобы расширить знания американцев об Азербайджане?
— Во-первых, просвещать американцев о важности и значимости Азербайджана, и, во-вторых, — развивать межличностные отношения. Ведь все, что касается нашей политики, имеет личностный характер. Думаю, важно, чтобы политические и государственные деятели поближе познакомились с азербайджанским правительством и народом, чтобы лучше понять этот регион, его историю. Считаю очень важным, чтобы люди понимали, что будущее этого региона может стать светлой историей. И думаю, что здесь кроется большой потенциал.
И если США смогут выстроить свою работу в регионе в конструктивном ключе, в особенности с Азербайджаном, то это может способствовать улучшению перспективы достижения мира и процветания во всем регионе. Думаю, американцы, которые понимают Азербайджан, осознают, что Азербайджан хочет быть союзником Соединенных Штатов и уже давно им является, что он одним из первых оказал помощь США после терактов 11 сентября.
— Вы сказали, что Азербайджан является близким союзником и значимой страной для США. В то же время вот уже более 20 лет Азербайджан страдает от агрессии и оккупации со стороны Армении. Как по-вашему, почему официальный Вашингтон, политические деятели США закрывают глаза на то, что Азербайджан страдает от агрессии и оккупации?
— В Соединенных Штатах много американцев армянского происхождения, которые вошли в диаспору. Они приехали в США в начале XX века, и многие из них были свидетелями гибели своих родственников, друзей во время Первой мировой войны. И именно те воспоминания остались у них в сознании, у них в мозгу. В некотором смысле для них остановились часы, и это все, о чем они могут думать. Я знаком со многими людьми, пострадавшими от конфликтов, и могу понять их точку зрения. Но у них есть право участвовать в демократическом процессе. К сожалению, у американцев азербайджанского происхождения, которые эмигрировали в США, не было диаспоры. И положение дел у них, возможно, было построено хаотично… А вот армяне, с одной стороны, они — христиане, которые как-то ориентировались на Америку, кроме того, у них были некоторые родственники, которые тоже потенциально могли переехать в США... По той или иной причине сложилось так, что армянская община составила важную часть американской политической системы, и они обладают правом выражать свою обеспокоенность по интересующим их вопросам. Но думаю, важно то, что американские политические деятели при подходе к делу рассматривают обе стороны вопроса, действуют справедливо и объективно. Но самое важное то, что США действуют в направлении, которое лучше всего обеспечивает интересы будущих поколений. Иногда трудно не оборачиваться назад, но если нам нужно двигаться вперед, мы должны оставить позади некоторые вещи, мешающие нашему взаимопониманию. Думаю, что должен быть какой-то подход. Есть около 1 миллиона беженцев, вынужденных переселенцев, и это неправильно. Я считаю, что у них есть право вернуться домой к своим родным очагам и мирно жить в регионе Нагорного Карабаха. Но наверняка потребуются усилия международной общественности, чтобы это осуществить, и, наверно, здесь потребуется какой-либо компромиссный вариант.
— Как вы думаете, какие усилия могла бы предпринять ваша организация в этом направлении? В плане содействия урегулированию нагорно-карабахского конфликта, поиска путей и способов решения этой проблемы?
— Ну я смогу дать лишь схожие ответы. Не хотелось бы, чтобы это все прозвучало, как повторение. Но я в самом деле считаю, что важны выявление и распространение фактов, которые можно подтвердить и проверить, фактов, не являющихся субъективными, а которые представляют собой объективную информацию о произошедших событиях и нынешней ситуации. Это отвечает интересам Азербайджана. Это должно быть и в интересах Армении... Но вы спросили меня насчет Азербайджана... Думаю, мой долг — сделать все возможное, чтобы информировать людей о нынешнем положении вещей. Ну есть возможности исправить эту ситуацию, и надеюсь, мы сможем воспользоваться этими возможностями. Но важнее всего то, что мы должны начать с осведомления людей, и в целом американской общественности, и в особенности политических деятелей, так, чтобы они знали, какова нынешняя ситуация, и чтобы они могли нам помочь выработать какое-то мирное, но в то же время справедливое решение для этой поистине нестабильной ситуации.
— Господин Моран, вы находитесь в Баку в преддверии первых Европейских игр, которые пройдут в Азербайджане. Как бы вы охарактеризовали, оценили важность этого турнира?
— Думаю, для людей со всего мира и Европы в частности важно приехать и увидеть Баку, увидеть красоту этого города. Считаю, что подобное взаимодействие приводит к положительному развитию событий. США хотят, чтобы Баку и Азербайджан был счастливым, мирным и процветающим краем, где люди могут насладиться атлетическими состязаниями. Американцы будут рады возможности повстречать азербайджанцев и по достоинству оценить всю красоту города Баку. Я с огромным уважением оцениваю все то, что было сделано президентом Ильxамом Aлиeвым и его покойным отцом. Я стал свидетелем огромного прогресса. Впервые я побывал в Азербайджане в 1992 году. И как же много с тех пор изменилось! И я высоко ценю все, что проделал Азербайджан для утверждения своей независимости.
Азербайджанские известия.- 2015.- 22
мая.- С.- 1