Расим БАБАКИШИЕВ, архитектор: «Установленную
Баку планку будет сложно не то что превысить — хотя бы
достичь»
Как известно, с 7 по 10 октября в Баку проходил II Бакинский международный архитектурный конкурс. Среди его победителей в разных номинациях — и наши соотечественники, в том числе архитектор Расим БАБАКИШИЕВ. О предыстории конкурса, его проведении и своих планах он рассказал в интервью корреспонденту 1news.az Натали АЛЕКСАНДРОВОЙ.
— Не могли бы вы рассказать подробнее о бакинском конкурсе и о том, в чем его отличие от подобных зарубежных состязаний?— Идея проведения конкурса возникла у председателя Союза архитекторов Азербайджана Эльбая Касимзаде около трех лет назад. Она сразу же нашла всеобщую поддержку и началась кропотливая работа по подготовке грандиозного мероприятия в Баку. А в том, что оно будет грандиозным, мы не то что не сомневались — это было нашей целью. Эльбай Касимзаде по роду деятельности активно сотрудничает с Международным союзом архитекторов (МСА). Результатом его работы с МСА конкретно по поводу проведения международного конкурса в Баку стала не только поддержка, но и придание ему высокого статуса. Организаторами первого конкурса стали Министерство культуры и туризма и Союз архитекторов Азербайджана, плюс, как я уже отметил, огромную поддержку оказал МСА.Первый Бакинский международный архитектурный конкурс был посвящен 90-летию нашего общенационального лидера Гeйдapа Aлиeва. А второй проведен в нынешнем октябре — мы решили, что идеальной периодичностью для него будет два года.Отличие бакинского конкурса от других не только в размахе, но и в том, что в нашем жюри тоже международное. Возглавляет его генеральный секретарь МСА Томас Воньер (США), а членами жюри стали экс-президент МСА Вассилис Сгутас (Греция), экс-генсек МСА Мишель Бармаки (Ливан), вице-президент МСА Гeйдap Али (Судан) и председатель правления Союза архитекторов Азербайджана Эльбай Касимзаде. При этом состав утверждал сам Томас Воньер. Учитывая, что все представленные работы подписываются исключительно шифром, судейство, представленное независимыми экспертами, еще больше повышает объективность присуждения наград.— Сколько работ было представлено в этом году, какие были номинации и сколько стран-участниц было зарегистрировано на конкурсе? Изменилось ли количество зарубежных архитекторов по сравнению с первым конкурсом?— Если на первом конкурсе было представлено 300 работ, авторами половины из которых были азербайджанские архитекторы, то на сей раз из 250 работ лишь 40 принадлежали нашим авторам. Всего же в конкурсе участвовали 37 стран: Америка, Япония, Германия, Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Словения, Россия, Шри-Ланка, Сингапур, Украина и др. При этом никаких ограничений в подаче заявок и участии нет, увеличение числа иностранцев обусловлено лишь успехом первого конкурса. Не скрою, я испытал гордость, когда председатель Союза архитекторов России Андрей Боков отметил, что установленную Баку планку будет очень сложно не то что превысить — хотя бы достичь.Что касается номинаций, то их было семь: лучшие реализованные и нереализованные проекты в области общественной и жилой архитектуры, интерьера, ландшафтной архитектуры, реставрации и реконструкции зданий, лучшее печатное издание в области архитектуры. Ну а чтобы стать участником конкурса, нужно лишь желание, кроме того, конечно, надо еще быть дипломированным и работающим по специальности архитектором.
— Сколько было победителей в этом году?— В каждой номинации предусматриваются три места. В числе победителей — представители 12 стран: Бангладеша, Испании, Японии, Азербайджана, Португалии, Вьетнама, России, Германии, Италии, Сингапура, Кыргызстана и Украины. Больше всех номинаций взяла Португалия: у представителей этой страны 3 третьих, 2 вторых и одно первое место. Азербайджан стал победителем в двух номинациях: «Лучший осуществленный интерьер», где первое место присуждено вашему покорному слуге с проектами ресторана «Bцrc» и отеля Шah Palace, и Эльчин Aлиeв в номинации «Лучшее печатное издание» — за книгу, посвященную архитектуре 20-30-х годов ХХ века.— Расскажите чуть подробнее о своих проектах-победителях.— Я придерживаюсь того мнения, что азербайджанская архитектура вообще должна нести в себе национальные черты. Тем более если речь идет об объектах в Ичери шэхэр: здесь и здания, и интерьер в них должны отвечать эстетическим и культурным требованиям периода их создания.Я с удовольствием и отдачей работал над обоими проектами. Во время реставрационных работ в здании отеля Шah Palace произошло настоящее чудо: мы обнаружили более ранние культурные слои, и этот факт не мог не повлиять на последующую работу и создание интерьеров. Найденные в процессе вынужденных раскопок антикварные предметы быта сейчас экспонируются по периметру двора, а обнаруженные во время строительных работ археологические находки выставлены для обзора в специальных вытесанных углублениях. Они накрыты бронированным стеклом и подсвечены — так же, как и колодцы, обнаруженные тогда же. Колодцы, кстати, «обрываются» в таинственном подвале, который стал дополнительным действующим этажом отеля. Все это добавляет элементы таинственности восстановленному Каретному двору (ведь именно он находился на месте нынешнего отеля в конце XIX века). Сегодня, после реконструкции, он представляет собой внутренний дворик отеля ?ah Palace, выполненный в стиле традиционной Ширванской школы архитектуры — нижний этаж обрамляет аркада из камня, а верхние выполнены из древесины в стиле традиционных балконов.
Интерьер примыкающего к дворику кафе исполнен в традиционном стиле — ковры ручной выделки и подушки мутакки украшают скамьи, разделительные решетки-шебеке и предметы быта дополняют общую картину. А вот жилые комнаты отеля решены по образцу убранства роскошных квартир представителей буржуазии конца XIX века: резная мебель, хрустальные люстры, ковры и тяжелые портьеры — все это подчеркивает и гармонизирует ауру отеля.Не без гордости хочу отметить, что Шah Palace был признан одним из 100 лучших отелей Европы в 2015 году. Что касается ресторана «Bцrc», то он расположен в восстановленной по старинным фотографиям башне крепостной стены. И вот тогда было решено не засыпать землей ее основание, а использовать как этнографический музей-ресторан, но с оборонно-военной тематикой, ведь башня в средние века была оборонным сооружением.Интерьер полностью погружает посетителей в прошлое: стены выполнены из камня традиционным способом с расшивкой швов и украшены картинами боевых сражений времен Средневековья (из стеновой росписи Дворца шекинских ханов). Декоративные балки, устланные мозаичной керамической плиткой полы с национальным орнаментом, окна-бойницы в виде шебеке — все это создает здесь особую атмосферу.— Поздравляем вас с заслуженной победой.— Спасибо. Я бы хотел сказать несколько слов об еще двух победах наших архитекторов. В этом году проходил смотр-конкурс МССА (Международный союз союзов архитекторов, в эту организацию входят СА стран СНГ и Сербия). Гран-при получила компания El&En за проект нового здания «Азерсу», а фирма AR-KON — диплом второй степени за проект жилого здания «Атриум». Кроме того, на мероприятии МССА по традиции был избран президент союза на следующий год, им на сей раз стал Эльбай Касимзаде.
И еще одна победа — на международном архитектурном конкурсе в Грузии, где были представлены 4 работы от нашей страны, все четыре удостоены наград. Наша совместная работа по реставрации крепостной стены с Фахраддином Мираллаевым получила второе место, а еще одно второе место завоевала фирма AR-KON за проект «Стеклянного базара». Гран-при также досталось этой компании за проект нового здания Союза архитекторов Азербайджана.
Все это не может не радовать и не вдохновлять. Ведь архитектура — это не только графика, это и философия, и образ жизни. И успех каждого из нас — вдохновляющий фактор как для самих победителей, так и для развития азербайджанского зодчества в целом.
Азербайджанские
известия.- 2015.- 29 октября.- С.1, 3.