Павел КОГАН, народный артист России:
«Азербайджанский мугам меня
завораживает!»
Прославленный скрипач и дирижер, народный артист России Павел Леонидович Коган — отпрыск знаменитой музыкальной династии. Возглавляемый им оркестр известен во всем мире. К сожалению, пока коллектив КОГАНА не добрался на фестиваль в азербайджанский город Габала, хотя сам артист не скрывает, что очень хотел бы побывать на нем, о чем и рассказал в интервью порталу «Москва–Баку».
— Павел Леонидович, вы принадлежите к знаменитой московской музыкальной династии, но трудно поверить, чтобы вас ничего не связывало бы с Азербайджаном.
— Мой отец был очень дружен — и творчески, и по-человечески — с композитором Кара Караевым. Он написал Скрипичный концерт, посвященный моему отцу, и это был колоссальный успех на премьере! Да и вообще, Караев великолепный композитор, который занимал достойное место среди советских мастеров музыки. Память о нем сохраняется во мне.
— Когда вы в последний раз были в Баку?
— Очень давно, пожалуй, еще с советских времен. Но прекрасно знаю, насколько город расцвел за последние годы, — это невероятно красивый город. И что для меня особенно важно, культурные связи и традиции между нашими странами сохраняются и становятся сильней. Культура поддерживается, существует замечательный фестиваль в городе Габала. Я сам не был участником этого форума, но слышал о нем лишь прекрасные отзывы. Очень хочу как-нибудь поучаствовать в габалинском празднике музыки!
— Будем считать это интервью заявкой на участие в фестивале!
— Да, я был бы счастлив посетить Азербайджан, Баку, Габалу. Давно хочу и думаю, эта мечта скоро сбудется.
— С кем еще из азербайджанских деятелей культуры и музыки вы поддерживаете дружбу?
— С Фархадом Бадалбейли, мы дружим и вместе играли, но все-таки крупнейшим для меня представителем великой азербайджанской культуры остается Караев. Я сам его не играл, но это удивительный композитор, он абсолютно неоднозначен в своем творчестве. У него есть изумительные произведения, например «Семь красавиц», созданные в более традиционной манере. А есть Скрипичный концерт, написанный в манере «нововенской школы». Караев очень увлекся ею, он проникся музыкой Альбано Берга, Шёмберга, Вебера, его влекла двенадцатитоновая система, стоявшая во главе угла у представителей нового венского направления. И вот этот Скрипичный концерт, конечно, вывел Караева в лидеры советской композиторской школы.
— Давайте поговорим про мугам, это уникальное музыкальное явление в Азербайджане…
— Народ, который сохраняет свои традиции и силен ими, заслуживает огромного уважения. Я это очень ценю, фольклор всегда лежит в основе серьезного музыкального искусства. И когда я слушаю мугам, он меня завораживает! Это не совсем мое дело как исполнителя использовать в своих концертах восточные мелодии, но мы это делаем, когда берем для исполнения музыку композиторов, которые сильны традиционными национальными мотивами. Я это ценю, очень люблю, именно это и подчеркивает связь между нашими народами.
— В советское время не пустыми словами было выражение «дружба народов», а как, на ваш взгляд, сейчас строятся отношения между Россией и Азербайджаном?
— Вы знаете, я вообще за дружбу и за дружбу с Азербайджаном в частности. Единственный возможный рациональный путь — это дружба, содружество, поиск взаимных интересов, общение, обмен опытом. Всегда считалось, что артист — гражданин мира, он принадлежит миру, народу, поэтому мне всегда все это было интересно. Только в общении и дружбе между Россией и Азербайджаном может родиться что-то великое в творчестве.
Азербайджанские известия.- 2015.- 9
сентября.- С.- 3