Натиг AЛИEВ, завотделом Госкомиссии по приему студентов: «Интерес молодежи к учебе в магистратуре неуклонно растет»

 

У нас многие считают, что окончание магистратуры необходимо только тем людям, которые планируют заниматься педагогической или научной деятельностью, поступить в докторантуру. Однако зарубежный опыт показывает, что диплом магистра нужен для приобретения новых профессиональных навыков, дальнейшего карьерного роста. Об этом и многом другом — в беседе корреспондента «Азербайджанских известий» Ирады АГАЕВОЙ с заведующим отделом разработки контрольно-измерительных материалов по высшему образованию Государственной комиссии по приему студентов Натигом AЛИEВЫМ.

— Госкомиссия проводит прием в магистратуру высших учебных заведений страны уже почти десять лет. Какие изменения произошли за последнее время в этой сфере?

— Действительно, «первая проба» состоялась в 2005 году. Тогда экзамен проводили в два этапа. На первом этапе — экзамен по логике и общеобразовательным дисциплинам, на втором — письменный экзамен по специальности. Через год решили упростить процедуру, объединив два экзамена. Вопросник состоял из 100 тестовых заданий, 50 из которых — по логическому мышлению, 20 — по иностранному языку и 30 — по специальности. И, наконец, в 2009 году мы вновь перешли на двухэтапный экзамен. На первом проверяются знания по логическому мышлению (50 тестовых заданий), иностранному языку (25 тестовых заданий) и по информационно-коммуникационным технологиям (25 тестовых заданий). Мы пришли к такому содержанию испытаний из-за того, что каждый будущий магистрант должен уметь обобщить результаты своего исследования, сделать выводы из них, пользоваться компьютером, найти в глобальной паутине информацию, обработать ее и результаты своего исследования оформить в резюме. Кроме того, он должен владеть как минимум одним иностранным языком, чтобы пользоваться зарубежными электронными ресурсами, научными изданиями, с помощью которых можно расширить свои знания в той или иной области. На втором этапе экзаменов претендентам даются 50 тестовых заданий сугубо по специальности. Почему увеличили число заданий? Это дает нам возможность как можно шире охватить темы по специальности, более точно измерить знания претендента. Кстати, произошли изменения и в форме тестовых заданий: введены вопросы и открытого типа, когда не указываются ответные варианты. Исследования показали, что последние позволяют отбирать лучших и талантливых студентов для продолжения учебы в магистратуре.

— Произошли ли изменения в списке специальностей, по которым проводится прием магистрантов?

— Первое время экзамены проводились почти по 200 специальностям, но в последующем их список был пересмотрен, в результате осталось 150. Объединили близкие специальности в одной вступительной программе, получилось около 60 программ, по которым и принимаются экзамены на втором этапе. При этом расширились возможности выбора специальностей.

Например, который год все бакалавры, желающие учиться в магистратуре, имеют право выбирать специальности по журналистике, а бакалавры гуманитарных, педагогических и естественных направлений — по философии, психологии, педагогике. Есть программа Tempus по экологии, куда могут подать документы бакалавры, окончившие университет по естественным наукам, а также международная программа MBA, по которой могут учиться бакалавры независимо от своей специальности.

— Насколько высок интерес молодежи к учебе в магистратуре?

— Он неуклонно растет, о чем свидетельствуют показатели по плановым местам и количеству поданных заявлений. Такая положительная динамика объясняется тем, что экономика страны развивается высокими темпами, создаются новые отрасли в промышленности, которые, естественно, нуждаются в высококвалифицированных специалистах. Исходя из этого, в вузах открываются новые специальности, увеличивается и план приема, даже госзаказ на специалистов растет. Вместе с тем есть и проблемы. Одна из них заключается в том, что многие бакалавры по окончании вуза успешно трудоустраиваются на госслужбу и в частные компании. Некоторые планируют учиться и дальше, но не могут реализовать задуманное по простой причине: с прошлого года заочная форма учебы в магистратуре закрыта, прием проводится только по очной форме обучения. К сожалению, взамен ничего не ввели — ни дистанционную, ни вечернюю формы обучения. Поэтому работающие молодые специалисты, имеющие должность и приличную зарплату, лишены такой возможности. Это обстоятельство негативно повлияло на число поступающих в магистратуру. Несмотря на то, что было подано свыше 20 тысяч заявлений, лишь 4734 человека дошли до экзаменов, а часть поступивших затем отказалась от учебы, потому что не хотела потерять работу.

В предыдущие годы, когда существовала заочная форма обучения, план приема в магистратуру выполнялся почти на 80%. Исключение составляет лишь программа МБА, по которой практикуется вечерняя форма обучения. По этой программе в прошлом году сложился большой конкурс, так как работающие специалисты, не захотевшие учиться очно, подали документы на эту программу. Таким образом проблему нужно решать. И оперативно. Необходимо создать условия, чтобы бакалавры могли работать, совмещая учебу в магистратуре.

Еще один не менее важный вопрос — резкий гендерный дисбаланс в контингенте магистров. После окончания бакалавриата юноши призываются на военную службу, после которой лишь единицы продолжают образование в магистратуре. Во-первых, за год забываются учебные материалы по дисциплинам, требуется время для подготовки и повторения пройденного. Во-вторых, меняются личные планы, создается семья, появляются другие заботы и интересы.

Возможно, ситуация изменится после принятия закона «О науке», в котором предусматривается предоставление отсрочки от действительной военной службы магистрантам и докторантам. Законопроект уже обсуждался на совместном заседании комитета по науке и образованию Милли меджлиса и других комитетов.

— В какие вузы страны больше всего поступают магистранты?

— В Азербайджанскую государственную нефтяную академию, Бакинский госуниверситет, Академию госуправления при президенте, Азербайджанский государственный экономический университет. По названным высшим школам всегда высокий уровень поступления магистрантов.

— Какие перспективы обещает степень магистра? Что реально дает этот диплом?

— Вы затронули болезненный вопрос. К сожалению, в Азербайджане диплом магистра не дает никаких преимуществ специалисту ни в продвижении в карьере, ни в зарплате. Даже в средней школе педагоги с дипломами бакалавра и магистра получают одинаковую зарплату.

По сути магистратура нужна тем, кто желает идти в науку, поступить в докторантуру, куда без этого диплома не принимают. Она нужна и тем, кто хочет преподавать в высших учебных заведениях. Словом, магистратура нужна тем, кто хочет заниматься научно-педагогической деятельностью. В год в магистратуру поступают около 5 тысяч молодых людей, что для научно-педагогической деятельности очень много. К тому же далеко не все из них способны к научным исследованиям или преподавательской работе.

Что касается содержания, то у нас теоретическая магистратура. Во всем мире помимо теоретической есть и практическая магистратура. То есть специалисты, чтобы повысить свой профессиональный уровень, получить практические навыки по конкретной области, продолжают учебу на следующей ступени. Это особенно касается художников, режиссеров, актеров и т.д.

— Значит, степень магистра не играет никакой роли в карьерном росте?

— К сожалению, это так. Фактически наша магистратура «заточена» на науку, в областях экономики, на госслужбе и в школьном образовании никаких преимуществ магистерский диплом его обладателю не дает. В военной сфере иначе: для того, чтобы получить высокое военное звание и сделать успешную карьеру, необходим диплом магистратуры. Это стимулирует молодые военные кадры на дальнейшее обучение.

— А какова зарубежная практика?

— За рубежом выпускник вуза после бакалавриата сначала идет работать, после нескольких лет практики, когда он понимает, что ему нужно повысить свой профессиональный уровень, нужно получить новые знания и компетенции, выбирает соответствующую магистерскую программу, сдает экзамены, поступает, при этом совмещая учебу с работой. Если он экономист, то изучает бизнес-статистику, маркетинговые исследования. Он идет туда не для того, чтобы просто получить диплом магистра, как у нас, а для того, чтобы лучше знать свою сферу, пойти дальше по карьере. Там магистерское образование дает как фундаментальную научную подготовку, так инструментальные знания и навыки, которые высоко ценят современные работодатели. Основной акцент делается на прикладную составляющую магистерских программ, рассчитанных на тех, кто уже работает.

В Университете АДА с прошлого года введена программа utive МBА, рассчитанная на менеджеров со стажем работы. Эта программа составлена по западному образцу. Я считаю, что этот опыт нужно развивать.

— Выходит, азербайджанскому работодателю нет никакой разницы, кого он принимает работу — специалиста с дипломом бакалавра или магистра?

— Мне кажется, что все эти моменты должны найти отражение в законодательной базе. Нужны правовые механизмы. Несмотря на то, что с 1997 года система высшего образования в стране двухступенчатая, до сих пор не ясно, какие преимущества дает магистратура для специалистов, скажем, сферы ИКТ, туризма и т.д.

— Поговорим о содержании магистерского образования в наших вузах.

— И здесь все не так просто. Три года назад сотрудники ГКПС совместно с рабочей группой из Минобразования провели встречу с магистрантами для выявления качества обучения на этой ступени высшего образования. Многие присутствующие открыто заявили, что им неинтересно учиться, потому что ничего нового по своей специальности они не изучают. Более того, учебный материал по тем или иным дисциплинам аналогичен тому, что проходили в бакалавриате. Фактически это повторение пройденного, впустую потерянные два года. Да и темы, поставленные для магистерской диссертации, несовременные и неактуальные.

Важной составляющей этого процесса должно стать и кадровое обновление преподавательского состава магистратуры. Средний возраст преподавательско-профессорского состава наших вузов — 60-65 лет. Эти люди получили образование в советское время, преподают по старинке по старым учебникам. Лишь единицы освоили современные технологии, современную методику преподавания, обладают современными знаниями по дисциплине. Основная масса не может перестраиваться.

Словом, нужно основательно пересмотреть содержание образования в магистратуре. В этом направлении уже проводится работа. Министерство образования подготовило новые стандарты обучения в магистратуре: какие дисциплины нужно вести, что должен уметь на выходе магистрант, какими компетенциями и навыками он должен владеть.

В стране успешно реализуется Госпрограмма по обучению азербайджанской молодежи за рубежом. Тысячи молодых людей учатся в престижных университетах. В отличие от прошлых лет, сегодня при отборе претендентов предпочтение отдается тем, кто собирается учиться в магистратуре. Думаю, это правильная позиция. Было бы целесообразно в дальнейшем выпускников магистратуры зарубежных вузов по возвращении в Азербайджан привлекать к преподавательской работе в наших вузах, чтобы они внесли свой вклад в подготовку наших магистров по западным стандартам.

Хочу еще раз обратить внимание на опыт Университета АДА. Руководство вуза привлекает к работе в магистратуре азербайджанских преподавателей, работавших в западных вузах. Этот положительный пример нужно активно поддерживать и развивать.

Ирада Агаева

Азербайджанские известия.- 2015.-15 января.- С.- 1-3