Руфат АСЛАНЛЫ, председатель Государственного комитета по ценным бумагам: «Объем операций на рынке ценных бумаг возрос более чем вдвое»

 

Успешно реализованная Государственным комитетом по ценным бумагам Азербайджана (ГКЦБ) трехлетняя программа по внедрению новых рыночных инструментов и расширению сегмента корпоративных акций позволила заметно увеличить оборот на рынке ценных бумаг страны. Эффективность этой стратегии наглядно подтвердили итоги минувшего года. О текущем состоянии рынка капитала и перспективах его развития в интервью председателя Госкомитета по ценным бумагам Руфата АСЛАНЛЫ информационному агентству Trend.

— Как вы оцениваете уровень развития рынка капитала Азербайджана?

— Рынок капитала столь многогранная сфера экономики, что процессы в ней невозможно оценить как-то однозначно: хорошо или плохо, позитивно или негативно. В 2014 году присутствовал фактор внешнего прессинга в виде падения цен на некоторые биржевые продукты, в том числе на энергоносители. Также присутствовал фактор девальвации целого ряда национальных валют, особенно в регионе, где расположен Азербайджан. Фактор геополитической волатильности в глобальной экономике оказывал очень серьезное влияние, и все это неизбежно отражалось на азербайджанской экономике. Но как и в целом экономика страны, так и процессы на капитальных рынках Азербайджана продемонстрировали очень серьезную устойчивость к внешним угрозам.

— Как в целом развивался рынок капитала в 2014 году, учитывая, что по динамике оборота данный сегмент превышал темпы роста ВВП?

— Я полагаю, что в минувшем году были достигнуты достаточно серьезные и количественные, и качественные результаты на рынке капитала страны. Необходимо отметить, что в течение последних нескольких лет после того, как была принята Госпрограмма по развитию рынка ценных бумаг в 2011 году, государством и ГКЦБ осуществляются последовательные меры по реформированию всех основных аспектов рынка капитала, и, как результат, в 2014 году мы имели уже достаточно серьезные качественные изменения. К знаковым событиям прошлого года можно отнести начало функционирования платформы торговли деривативными финансовыми инструментами. Были утверждены юридические основания, операционная платформа, укрепление потенциала, и 21 июля состоялся запуск новой системы. В результате в течение полугода объем операций по товарно-сырьевым деривативам и деривативам в иностранной валюте достиг 4,3 миллиарда манатов, что составляет одну треть от общего объема сделок на рынке ценных бумаг. Не менее значимо, что в минувшем году наконец-то был запущен механизм обеспечения ликвидности на вторичном рынке и конкурентного ценообразования на биржевых торгах. Это означает, что в течение прошлого года мы создали институт маркетмейкерства, когда крупные игроки, крупные финансовые компании берут обязательства покупать и продавать конкретные рыночные бумаги по рыночным ценам.

В минувшем году число финансовых инструментов, которые обеспечивались ликвидностью, достигло 13, и это способствовало тому, что на вторичном рынке, а впоследствии и на первичном рынке, и особенно на рынке корпоративных бумаг, возросли ликвидность этих бумаг и потребность в них. Как следствие, операции в этом сегменте рынка увеличились в 2,2 раза. Третье существенное качественное изменение касается того, что за 15 лет существования институтов рынка капитала в Азербайджане структурные изменения привели к тому, что сегодня рыночные институты и капитальные рынки страны воспроизводят ценности, которые обеспечивают финансовую устойчивость этих же институтов. До 2014 года в основном доходы институтов, как Бакинской фондовой биржи, так и институтов депозитариев и клирингового расчета, складывались за счет операций с государственными ценными бумагами, в том числе и операциями репо и обратного репо с нотами Центрального банка Азербайджана, которые в классической классификации являются инструментами не капитального, а денежного рынка. В основном до двух третей доходов и БФБ, и депозитарного центра, и других основных финансовых посредников формировались за счет государственных инструментов. Государство косвенно поддерживало развитие этих институтов. Начиная с 2014 года операции частного корпоративного сектора стали доминировать и достигли двух третей от операций на рынке ценных бумаг. Соответственно доходы институтов увеличились, они формируются не за счет торговли государственными инструментами, а от торговли частного корпоративного сектора. Это приводит к тому, что капитальные рынки как элемент частного предпринимательства или как элемент рыночной экономики стали воспроизводить ценности, которые обеспечивают финансовую устойчивость и стабильное функционирование этих институтов.

— Как вы оцениваете начавшиеся на фондовом рынке операции с облигациями для финансирования региональных проектов, таких как «Южный газовый коридор»?

— Это было впервые в истории не только рынков капитала Азербайджана, но и рынков капитала в регионе, когда такой крупный региональный проект был профинансирован за счет финансовых инструментов, которые были выпущены на региональной платформе финансовых рынков. Это очень существенный фактор. Подобные результаты достигнуты благодаря качественным изменениям — усовершенствованию законодательной базы, коренной модернизации операционных и торговых платформ, обеспечению безвозвратных сделок, а также формированию правовых гарантий как инвесторам, так и эмитентам. Все эти институциональные реформы привели к тому, что такие крупные проекты стало возможно финансировать через инструменты капитального рынка Азербайджана. Сами по себе облигации у нас давно торгуются на рыночных площадках. Изменилось только то, что сумма была достаточно большая, и эмитентом выступил очень серьезный институт, который является очень важным игроком в сфере энергетической безопасности Европы.

— Возможно ли продолжение подобных рыночных трендов в перспективе?

— Сегодняшняя наша задача заключается в том, чтобы добиться последовательности этих трендов и того, чтобы этот сегмент не только обеспечивал ненефтяной сектор экономики финансовыми ресурсами, но институциональное развитие самих институтов за счет воспроизведенных доходов.

— Каковы ожидания развития рынка капитала в 2015 году?

— Я считаю, что рынок сохранит стабильность. То есть у нас достаточно серьезная финансовая и институциональная платформа, чтобы отвечать на вызовы, возникающие на международных платформах и связанные с ценами на нефть. Да, наши доходы в определенной степени складываются из экспорта нефти и энергоносителей, и то, что цена на этот продукт в течение нескольких месяцев упала более чем в два раза, имеет определенное влияние на экономические процессы. Но, с другой стороны, у нас есть резервы, причем я никогда не подразумеваю финансовые резервы, которые накоплены в Государственном нефтяном фонде Азербайджана. Я считаю, что резерв институциональной прочности и опыт, который мы накопили, пережив уже три серьезных мировых кризиса в своей короткой истории независимости, а также человеческий ресурс позволят устоять и перед новыми вызовами. В 2015 году, что касается сегмента рынка ценных бумаг, у нас достаточно оптимистичные цели, к которым мы последовательно движемся. В их числе — усовершенствование законодательства, в частности принятие нового закона «О рынке ценных бумаг и фондовых биржах» и специфического налогового режима для операций на фондовом рынке, проведение дебютного IPO, формирование первого биржевого индекса, учреждение инвестиционных фондов, дальнейшее развитие института маркетмейкерства, расширение торговли деривативами и т.д.

Азербайджанские известия.- 2015.- 28 января.- С.- 1-2