Олжас СУЛЕЙМЕНОВ, писатель (Казахстан): «Мы получили независимость как небесный дар»

 

Об отмечаемом в этом году 25-летии независимости Казахстана, о том, что получила страна, отказавшись от ядерного оружия, о напряженности в мире и о том, что можно зажечь спичку, чтобы осветить себе путь, но при этом взорвать пороховой погреб, известный казахский писатель и общественный деятель Олжас СУЛЕЙМЕНОВ рассуждает в беседе с корреспондентом BNews.kz.

 

Олжас Омарович, после распада Советского Союза Казахстан получил в наследство огромный ядерный потенциал. 25 лет назад вместе с независимостью мы вдруг стали четвертой страной в мире по боевой мощности. Можете рассказать, в каких условиях принималось до сих пор беспрецедентное в мире решение об отказе от ядерного оружия?

— После распада СССР в России, Казахстане, Беларуси и Украине остались части советского военного арсенала. И самая значительная часть осталась в Казахстане. Собранные в Казахстане боеголовки были направлены частью на Китай, частью на Америку и на других возможных противников.

Было много разных причин. В частности, у нас, в Казахстане, и кадров-то не было, которые могли обслуживать это очень опасное «богатство». Когда в руках такое оружие, а ты еще не успел им совладать, много еще всяких желающих приобщиться к этому богатству могло появиться. А если вдруг такое оружие попадет в руки террористов и каких-то режимов, которые мечтают развязать большую войну? Ядерный конфликт мог возникнуть по-настоящему. Так что Нурсултан Назарбаев, первым заявив о том, что Казахстан отказывается от самого большого арсенала ядерного оружия, подал пример другим республикам.

— Изменилось ли ваше отношение к этому решению спустя 25 лет? Благодаря Казахстану в мировом «ядерном клубе» стало меньше на одного участника, но со временем появились три новых обладателя ядерных бомб: Индия, Пакистан, КНДР. Может, и мы зря отказались от ядерного оружия?

— Нет, не изменилось. Не зря! Конечно, не зря мы отказались от него! Наоборот, после этого мы еще более яростно стали бороться с ядерным оружием, за мир во всем мире. Озвученный главой Казахстана на Саммите ООН по ядерной безопасности манифест «XXI век: мир без оружия» — очень важный документ. Если бы мы цеплялись за остатки того советского ядерного арсенала, мы не имели бы морального права выступать с такими инициативами и предлагать всему миру отказаться от ядерного оружия. Эта идея особенно ярко проявляется в нашей внешней политике, выступлениях президента Казахстана, поддерживается движением «Невада-Семей». Казахстан являет собой пример мирного сосуществования всех проживающих в стране национальностей. Мы последовательны в словах и делах, и поэтому наш голос звучит убедительно, а опыт востребован в миротворческих инициативах.

— В этом году Казахстан празднует 25-летие своей независимости. Вы — не просто очевидец становления, вы — один из носителей духа и философии народа. Расскажите о своих ощущениях. Как, на ваш взгляд, поменялись страна, люди за это время? Какие изменения в ментальности казахстанцев вы видите? Что вам нравится?

— Мне нравится то, что наша республика сохраняет единство многонационального населения. Не возникает у нас сепаратизма, преувеличения достоинства одной национальности и унижения другой. Интернационализм, который у нас в крови с советских времен, хорошо чувствует себя в нашем обществе, и это меня очень радует. Только это обеспечивает будущее нашей республике.

— А что вам не нравится?

— Если рассказывать, это довольно много времени займет (смеется). Я сейчас готовлю такой материал, хочу поместить в журнале «Айкап». Сейчас готовится его первый выход. Это издание было еще до революции, там писали Мухамеджан Сералин, Мыржакып Дулатов и другие алашординцы. Айкап — это такое выражение сожаления, досады. Айкап (бьет ладошкой по коленке) — ах, сколько упущено! Сейчас, когда мы вспоминаем, что независимости — 25 лет, мы вспоминаем, сколько всего хорошего сделано, но и вспоминаем оплошности, недоделки. И так вот хлопаем по коленке и говорим: «Айкап! Зря! Надо было доделать или сделать по-другому». В журнале я напишу, что меня волнует, что не нравится.

Олжас Омарович, вы — не просто лидер антиядерного движения «Невада-Семей» для жителей Семипалатинского полигона, вы — фигура знаковая. Можете сравнить потребности жителей региона в момент закрытия Семипалатинского полигона, с какими трудностями они столкнулись тогда и какие вопросы пришло время решать сегодня? Легче стало? Количество мутаций уменьшилось?

— Ущерб, который нанесен не только Семипалатинскому региону, но и Павлодарской и Карагандинской областям, которые окружали полигон, — этот ущерб еще долго будет сказываться и передаваться из поколения в поколение. Гены, пораженные этими взрывами, будут порождать калек и через 15-20 лет. Сегодня мы видим жертв полигона. Талантливых, как, например, Карипбек Куюков, который родился без рук и стал замечательным художником. Его картину об атомном взрыве Назарбаев недавно подарил Обаме. Печальная «честь» досталась Карипбеку. Вот такая слава обрушилась на него… Он, конечно же, как талантливый художник мечтал о другом — рисовать своими руками.

— Какие сегодня планы у движения «Невада-Семей»?

— Движение сейчас привлекает молодежь, и мы передаем эстафету, потому что останавливать его нельзя. Это движение имеет большие традиции, связи в мире. С американскими, японскими движениями надо продолжать сотрудничать для того, чтобы добиться запрещения ядерного оружия в целом. А без помощи общественных движений правительства едва ли пойдут на это! Общественные движения — это избиратели и они будут влиять на избираемых, требовать, чтобы они включили в свои программы запрет не просто на испытания ядерного оружия, но теперь уже запрет самого ядерного оружия. Человечество постепенно к этому подойдет, а иначе оно погибнет. Однажды один арсенал лопнет, взорвется, а за ним все остальные.

— О чем вы размышляете в последнее время? Какие вещи, занятия, люди занимают ваш ум и время?

— Меня беспокоит нагнетание военной истерии, которое слышится, к сожалению, и в российских СМИ, и в украинских, и турецких, и в СМИ ряда других стран. Это может разжечь войну по-настоящему, стоит одной спичке вспыхнуть в этом пороховом погребе. А ведь кто-то зажжет спичку, чтобы осветить себе путь… Но при этом весь погреб взорвется. Погреб — это наш земной шар. К сожалению, он уже и так напичкан боевыми запасами. И все рвутся в дело.

— Что желаете казахстанцам в этот юбилейный год?

— Что желают родным людям? Здоровья!

Азербайджанские известия.- 2016.- 19 апреля.- С.1, 3.