Михаил БОРИСОВ, профессор
Театрального института им. Б.Щукина (Россия): «Надеюсь, что весь Баку будет
знать, что мы набираем в Вахтанговскую школу
студентов»
Заслуженный деятель искусств России Михаил Борисов — человек многоплановых творческих интересов. Театральный режиссер, актер, телеведущий, он многие годы возглавляет кафедру театральной режиссуры в знаменитой «Щуке» — Театральном институте им. Б.Щукина. И именно с этим ведущим театральным вузом России связан проект, который планируется реализовать с Азербайджаном, о чем и рассказал в интервью порталу «Вестник Кавказа» Михаил БОРИСОВ.
— У вас невероятно разнообразная деятельность. Кем вы себя ощущаете в первую очередь?
— Артистом.
— Есть ли разница между выступлением в театре и на телевидении, в сериале?
— Конечно. Выразительные средства разные. Кино и театр абсолютно разные виды искусства. Когда в дипломе пишут «артист театра и кино», это все равно, что в дипломе спортсмена, который окончил Институт физкультуры, написать «игрок в мяч», неважно, футбол это или баскетбол.
— Были ли вы на Кавказе?
— Конечно. Ребенком я отдыхал в пионерском лагере в Анапе, взрослым бывал на всем побережье от Сочи до Туапсе. Бывал в Баку еще в советское время, а потом в 2013 году с делегацией деятелей культуры. Сейчас часто бываю на Кавказе, мне там очень нравится. В Театральном училище им. Б.Щукина я заведую кафедрой режиссуры, а в ГИТИСе — кафедрой эстрады. Как-то приехал в Кабардино-Балкарию принимать спектакль у своей дипломницы из ГИТИСа Альбины Царикаевой. Они меня повезли в ущелье, где подо мной была река, а надо мной — горы. Это удивительное ощущение, когда стоишь посередине — между огромной впадиной и высокими горами. Это вахтанговское ощущение гротеска — глубокое оправдание всего того, что делаешь, и острейшая форма того, как ты это делаешь.
— Вы упомянули, что были в 2013 году в Баку. Понравился ли вам город?
— Город на меня произвел фантастическое впечатление. Я не ожидал. Баку очень изменился с советских времен. Он стал каким-то белым, архитектурно выдержанным, очень стройным, продуманным с точки зрения архитектуры. Город высокого европейского класса. Меня поразило то внимание, которое правительство и глава Азербайджана уделяют культуре. Я был в Центре Гeйдapа Aлиeва, который сочинила, воплотила в жизнь архитектор с мировым именем, которая… (Ирако-британский архитектор Заха Хадид умерла 31 марта этого года. — Ред.). Это фантастическое ощущение очень красивого города, чистого города, белого города, огромного внимания, сконцентрированного на вопросах культуры и искусства.
— Как бы вы оценили уровень развития театрального искусства в Азербайджане?
— Мне трудно судить, потому что я побывал только на концерте в Культурном центре Гeйдapа Aлиeва, я не видел театра, не видел театральных постановок. Я надеюсь с ними познакомиться.
— Ведется ли сотрудничество театрального училища с Азербайджаном?
— История вахтанговской школы — Высшего театрального училища, а ныне Театрального института имени Бориса Щукина — насчитывает уже сто лет! Наш вуз сотрудничает с Азербайджаном давно. В 1997 году я поставил «Аршин мал алан» в этих стенах — постановка имела огромный успех. Тогдашний посол Азербайджана в Москве побывал у нас на спектакле, азербайджанская диаспора Москвы была в восторге, потому что лет 20-30 никто не ставил «Аршин мал алан» в Москве. Играли тогдашние студенты, а ныне звезды нашего театра и кино Антон Макарский, Маша Порошина, Олег Касин, Миша Владимиров, Наташа Антонова, Кирилл Кяро. Они теперь все звезды нашего театра и телевидения. После этого нас принимали в посольстве Азербайджана. Когда я вошел и увидел пятиметровые фрески восьми персонажей «Аршин мал алана», это произвело на меня сильное впечатление. Тогда нам снимали Театр Вахтангова раз в месяц для того, чтобы играть этот спектакль, а потом повезли еще в Баку. Тогдашний министр культуры Полад Бюльбюльоглу нас приветствовал, открывал гастроли. Это были Дни Москвы в Азербайджане.
— У вас учатся студенты из Азербайджана?
— Такая работа на уровне министерств культуры проведена. Мы сотрудничаем, и решение о наборе азербайджанской студии принято. Мы собираемся 17 июля вылететь в Баку для набора студентов и абитуриентов. Надеюсь, что весь Баку будет знать, что мы набираем в Вахтанговскую школу студентов, которые через несколько лет закончат наш институт, вернутся в Азербайджан и вольют свежую вахтанговскую кровь в жизнь бакинских театров — и национального, и русского.
— Что нужно, чтобы стать вахтанговцем?
— Талант. Музыкальность. Подготовленное занятиями танцами или спортом тело. Дух, укрепленный познанием азербайджанской и русской литературы. Фантазия, внутренняя подвижность, одаренность. Мы будем смотреть всех желающих. Люди уже занимаются там непростой подготовительной историей. Туда летит наша профессура, которая потом будет работать на курсах. Отберем 15 самых талантливых артистов и пять режиссеров, которые будут с ними работать и вольются в театр вместе с ними.
— Вернемся к постановке «Аршин мал алана». Чем вас привлекло это произведение?
— Я прочитал пьесу, мне она показалась нераскрытой, непрочитанной в старом фильме 1950-х с Рашидом Бейбутовым. Она была рассказана как лирическая история, а мне кажется, что она еще и комедийная, безумно смешная. Нам удалось это доказать — люди очень смеялись и радовались, когда смотрели спектакль. Может быть, мы вернемся на определенном этапе обучения еще раз к этой классике азербайджанской драматургии.
— Что еще планируете в ближайшее время?
— Мы работаем настолько много и привычно, что как-то даже и не замечаешь, сколько ты работаешь. Я работаю в двух учебных заведениях, на телевидении, уже 20 с лишним лет непрерывно в эфире, снимаюсь в кино, когда приглашают, снимаюсь в телевизионных фильмах, воспитываю своих детей. Написал две книжки. Мне кажется, что я делаю то, что интересно мне и тем людям, с которыми я работаю. Ставим спектакли. Человек, который работает в сфере театра, должен быть многофункциональным. Мне все интересно. Как только перестанет быть интересным, я уйду от дел, буду сидеть здесь, в этом зимнем саду, и смотреть на закат.
— Вопрос как ведущему азартной передачи — вы когда-нибудь играли, выигрывали?
— Способность выиграть совершенно непредсказуема. Как правило, выигрыш падает на людей неподготовленных. Если очень хочешь выиграть, то, как правило, твое желание отпугивает удачу, и лучше немножко смирить свои страсти. Я занимаюсь этой телевизионной передачей уже 22-й год. Как правило, люди выигрывают неожиданно для себя, зачастую даже не очень понимая, зачем, откуда и почему у них взялся этот билет. Информационные поля сталкиваются, и когда поле желания совпадает с полем возможности, случается то, что называется выигрышем. Когда поле желания очень сильное, оно отталкивает от себя поле возможностей и, как правило, ничего не получаешь.
Кстати, желающих поступить к нам в институт, в частности на азербайджанский курс, хочу предупредить, что это не лотерея. Это не игра, не азарт, это внутреннее желание, это ощущение собственного таланта, которое требует реализации и раскрытия. Его нельзя оставлять внутри, потому что это может разорвать человека. Тем более человека с Кавказа, человека темпераментного. Все, кто очень хотят и имеют для этого основания, должны осуществить свое желание и стать студентами прекрасного учебного заведения, одного из лучших в мире. Я убедился в этом на собственном опыте, видя другие театральные школы России, Москвы, зарубежья. У меня была возможность сравнить. И наша система обучения, которой исполнилось два года назад 100 лет, одна из лучших театральных школ мира.
Азербайджанские
известия.- 2016.- 23 апреля.- С.1-2.