Эльдар САМЕДОВ, заместитель
руководителя рабочей группы Госкомиссии по делам военнопленных, заложников и
пропавших без вести граждан Азербайджана: «В нашем списке числится более 3850
без вести пропавших»
Агентство Trend опубликовало интервью c заместителем руководителя рабочей группы Государственной комиссии по делам военнопленных, заложников и пропавших без вести граждан Азербайджана Эльдаром САМЕДОВЫМ. Представляем вниманию читателей газеты эту беседу.
— Представляемая вами структура занята достаточно сложной проблемой. Пожалуйста, расскажите о деятельности комиссии.
— Армяно-азербайджанский, нагорно-карабахский конфликт принес Азербайджану многочисленные проблемы. Самой тяжелой из них является гуманитарная проблема, от которой все еще продолжает страдать и наш народ, и наша страна. Породили гуманитарную проблему этнические чистки, взятие людей в заложники и невыясненная судьба пропавших без вести лиц. В январе 1993 года была создана Государственная комиссия по делам военнопленных, заложников и пропавших без вести граждан. Главными задачами, поставленными перед структурой, были освобождение лиц, взятых в плен и в заложники, и поиск граждан, без вести пропавших.
Эта проблема постоянно в центре внимания и президента Азербайджана Ильxама Aлиeва. Главная задача, которую глава государства поставил перед Госкомиссией, — продолжение работы до освобождения всех наших граждан. На первом совещании, проведенном Мадатом Гулиевым после его назначения на должность председателя Государственной комиссии по делам военнопленных, заложников и пропавших без вести граждан Азербайджана, он сказал, что президент Азербайджана поручил и доверил нам очень важную и щепетильную сферу. Мы должны неустанно работать для решения вопросов, возникающих в связи с этой проблемой, проводить целенаправленную деятельность для того, чтобы облегчить последствия гуманитарной проблемы.
— Статус-кво в армяно-азербайджанском, нагорно-карабахском конфликте сохраняет в повестке гуманитарную проблему и является одним из главных факторов, затрудняющих работу Госкомиссии. Что вы можете сказать об этом?
— Несмотря на то, что прошло достаточно времени с момента подписания между сторонами соглашения о режиме прекращения огня, в Госкомиссию практически ежедневно продолжают поступать обращения. Очень сожалею, что сохранение статус-кво — основной фактор, мешающий непосредственному поиску без вести пропавших лиц. Потому что все они — и азербайджанцы, и армяне — пропали без вести на азербайджанской территории, находящейся сейчас под оккупацией армянских вооруженных сил. Сегодня в Госкомиссии как без вести пропавшие лица зарегистрированы 3851 человек. Это информация на 1 декабря 2016 года. Большинство из них пропали во время интенсивных военных операций.
— Сколько наших граждан, взятых в плен и в заложники, освобождено из плена с начала конфликта по сегодняшний день?
— До сегодняшнего дня благодаря результативным переговорам, проведенным Азербайджанским государством, были освобождены 1437 наших граждан, которые были взяты в плен и в заложники. Из них 351 человек — военнослужащие, 1086 — гражданские лица. Как видно, число взятых в заложники гражданских лиц больше, чем военнослужащих, взятых в плен. Это означает, что во время оккупации азербайджанских территорий армянскими вооруженными силами гражданские лица, в нарушение норм международного права, стали мишенью. Во время нахождения в заложниках к ним проявлялось бесчеловечное отношение, они подвергались жестоким пыткам.
— Как вы считаете, 3851 человек, которые разыскиваются как без вести пропавшие в нагорно-карабахском конфликте, это много или мало?
— Есть такое выражение: один человек — это целый мир. Естественно, что даже если без вести пропал один человек, это уже много. К этим цифрам невозможно относиться как к просто арифметическому числу. Эти цифры — живые, которые каждый день разговаривают и общаются с нами. Знаете, какой самый трудный момент для нас в процессе нашей работы? Это невозможность найти ответ на вопросы матери без вести пропавшего лица, годами не находить ответа на одни и те же вопросы. Это самый тяжелый для нас момент.
— Есть ли граждане Азербайджана, которые без вести пропали, попали в плен или в заложники в боях в апреле этого года?
— Нет, в тех боях с обеих сторон не было ни пропавших без вести, ни попавших в плен или в заложники. Хотелось бы особо отметить один момент: есть точная информация о том, что из всех без вести пропавших лиц 873 человека попали в плен, были взяты в заложники непосредственно в период интенсивных военных операций. Проводятся систематические переговоры с соответствующими международными организациями о дальнейшей судьбе этих лиц, требуется предоставление информации. К сожалению, армянская сторона уклоняется от ответов на все наши обращения о 873 лицах, о которых известно, что они взяты в заложники, и опровергает информацию о том, что их держат в заложниках. С 1992 года основным партнером Госкомиссии по освобождению пленных и заложников и поиску пропавших без вести является действующий в Азербайджане Международный комитет Красного Креста (МККК). В 2008 году между МККК и Госкомиссией было подписано «Рамочное соглашение по сбору и централизованному управлению сведениями Ante Mortem». В рамках этой деятельности сначала собирается информация о без вести пропавших лицах, которая потом используется в дальнейшем процессе. В то же время собираются биологические образцы у близких родственников без вести пропавших лиц. Затем проводится процесс эксгумации и идентификации. Сбор биологических образцов у родственников без вести пропавших лиц, начавшийся в 2014 году, продолжается и сегодня.
— Владеет ли Государственная комиссия информацией о наличии неизвестных могил на оккупированных территориях Азербайджана?
— У нас есть определенная информация о том, что на оккупированных территориях имеются неизвестные захоронения. Просто из-за того, что мы не имеем возможности отправиться на эти территории и провести расследование, трудно уточнить места их расположения.
— На каком уровне сейчас находятся возможности Госкомиссии по обмену информацией с армянской стороной?
— Между Госкомиссией Армении и членами нашей структуры несколько раз проводились встречи в России, Тбилиси, Женеве. К сожалению, армянская сторона каждый раз нарушает достигнутые договоренности. Это, в свою очередь, сужает перспективу продуктивной работы с ними, я бы даже сказал, сводит ее к нулю. В отличие от Армении, Азербайджанское государство для установления судьбы людей желает вести эту работу без политизации данного вопроса. Но из-за того, что противоположная сторона каждый раз деструктивно подходит к этому вопросу, встречи не приносят пользы.
— Государственная комиссия в настоящее время проводит работу по уточнению списков пропавших без вести лиц. Какие есть продвижения в этом процессе?
— Естественно, в процессе уточнения появляются все новые и новые неизвестные ранее моменты. К примеру, в результате проведенных в текущем году расследований среди пропавших без вести 3118 военнослужащих удалось установить имена 18 военнослужащих, выполнявших свой интернациональный долг в Афганистане в 1979-1989 годах, а затем пропавших без вести в ходе военных операций по защите наших земель в Карабахе. В целом это очень чувствительная и многогранная проблема, и в ходе расследования становятся известны новые обстоятельства. Сегодня Государственную комиссию очень волнует судьба 18 пропавших без вести ветеранов Афганистана. Поэтому через прессу мы обращаемся к организациям стран СНГ, осуществляющим деятельность в этой сфере, и к каждому «афганцу», прошедшему боевой путь в Афганистане, вне зависимости от места их проживания. Мы просим их не оставаться равнодушными к судьбе их боевых товарищей и помочь в деле выяснения их судьбы.
— А есть ли новые сведения в связи с поиском лиц, пропавших без вести в операции в Дашалты?
— В процессе уточнения списков Госкомиссия отдельно рассматривает вопрос поиска лиц, пропавших без вести в ходе операции в Дашалты. Для поиска лиц, пропавших без вести в ходе этой операции, проводятся встречи с людьми, участвовавшими в этом бою, то есть непосредственно со свидетелями, представленная ими информация документируется. В настоящее время по имеющейся у Госкомиссии информации в этой операции пропали без вести 44 наших гражданина. Особо хочу отметить, что день проведения операции в Дашалты является первой датой в ходе нагорно-карабахского конфликта, когда пропало без вести большое количество азербайджанцев. К сожалению, это так. Как вы знаете, 30 августа в мире отмечается Международный день пропавших без вести людей. В отдельных странах даже есть свой День пропавших без вести людей. Если в будущем в нашей республике будет учрежден День пропавших без вести людей, то было бы целесообразно, чтобы этим днем был день проведения операции в Дашалты — 26 января.
Азербайджанские
известия.- 2016.- 13 декабря.- С.1-2.