По результатам и оценка
Выход на мировой рынок
образовательных услуг — вопрос не только престижа
В мировых рейтингах высших учебных заведений Азербайджан представлен слабо, о чем свидетельствуют отчеты профильных организаций. Из полусотни национальных вузов лишь Бакинский государственный университет (БГУ), университеты «Хазар» и «Кавказ» участвуют в исследованиях международной компании QS. По итогам прошлого года они заняли скромные 651-701-е места в рейтинге QS World University Rankings. Эти позиции существенно не изменились по сравнению с результатами предыдущих лет.
Помочь разобраться в причинах такого отставания, несоответствия отечественных вузов мировым критериям ранжирования, слабого интереса азербайджанской высшей школы в целом, а также экспертов и работодателей к участию подобного рода профессиональным состязаниям постаралась региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии международной компании QS (Quacquarelli Symonds Ltd) Зоя Зайцева, побывавшая на прошлой неделе в Баку.
Индикаторы
благополучия
Госпожа Зайцева встретилась с министром образования Микаилом Джаббаровым, обсудила с ним важность участия региональных вузов в международных оценочных исследованиях, чтобы соответствовать критериям качества в данной области. А на тренинг-семинаре для преподавательского состава ряда столичных вузов, состоявшемся в Азербайджанском государственном экономическом университете (UNEC), она рассказала о специфике различных международных рейтингов, используемых для этого индикаторов, методике подсчета баллов и т.д. Престижная рейтинговая компания QS учреждена в 1990 году. Она занимается ранжированием университетов стран мира. В 2014 года был обнародован рейтинг, вызывавший огромный интерес: впервые были объявлены 100 лучших вузов государств Восточной Европы, постсоветских стран и Турции.
В рейтинге QS используются следующие индикаторы: академическая репутация (по результатам опроса в академических кругах); соотношение преподавателей и студентов (количество студентов на одного преподавателя); цитирование в научных журналах; репутация среди работодателей (по результатам их опросов); количество иностранных студентов (соотношение иностранных и местных студентов); количество иностранных преподавателей (такое же соотношение).
Нужна большая
активность
Самая большая проблема стран Восточной Европы — это индекс цитирования (оценка академического сообщества). Вуз может иметь научный авторитет в своем регионе, но для того чтобы на его работы ссылались зарубежные коллеги, они хотя бы должны быть опубликованы на английском языке, так как международные агентства не делают анализ прессы на локальных языках. Поэтому азербайджанским вузам прежде всего надо позаботиться о том, чтобы научные работы их сотрудников попадали в международные и иностранные издания.Кроме того, среди методик оценивания есть, к примеру, такая. Какому-то известному профессору американского университета дается перечень вузов, и он должен разместить их в порядке убывания авторитета на мировом уровне. И для того чтобы он дал азербайджанскому вузу хорошую оценку, должен о нем хотя бы знать. К сожалению, азербайджанские вузы мало известны на Западе, а посему рассчитывать на то, что какой-то из них попадет на высокие строчки, не приходится. Поэтому нужно делать все возможное, чтобы о них узнали.По словам Зайцевой, помимо объективных причин, связанных с низким уровнем научной деятельности местных преподавателей на международной арене, есть и такие индикаторы, как репутация среди работодателей. К сожалению, азербайджанские эксперты и работодатели недостаточно активно участвуют в опросах QS. Возможно, это связано с тем, что у них нет привычки принимать участие в международных исследованиях или не верят, что их голос может иметь значение при ранжировании вузов. Между тем их активное участие в этом процессе даст возможность университетам быть адекватно представленным на международной арене.
Ориентир на лучших
Зайцева дала участникам семинара целый ряд полезных советов. Например, быстро увеличить показатели цитирования сложно: с момента, когда статья принимается журналом и публикуется, и до того, когда появляются ссылки на нее, проходит много времени — до двух лет. Зато во власти вузов повлиять на оценку академического сообщества, поучаствовав в опросе, а ведь это 40% веса в рейтинге QS. Сейчас доля Азербайджана в экспертном опросе академического сообщества не превышает и 1%.
«Мы пользуемся международной базой, — пояснила она, — приглашая к участию в опросе экспертов, но и любой человек, отвечающий заданным QS критериям, может зарегистрироваться на нашем сайте и войти в нашу базу данных. Есть возможность заполнять анкету на русском языке, внести лепту в голосовании за родной вуз. Если азербайджанские эксперты будут активнее — я уверена, и позиции национальных вузов в рейтинге укрепятся».
Сегодня многие страны, причем не только на Западе, но и на Востоке, заняты развитием человеческого капитала. В его основе — конкурентоспособная и гибкая система образования, включающая в себя университеты мирового класса. И даже эти университеты «насмерть» бьются за каждую новую, более высокую позицию в глобальных рейтингах вузов.
Зайцева подчеркнула, что для получения места в мировом рейтинге высшие учебные заведения Азербайджана располагают достаточно широким научным потенциалом. Для самих университетов полезно анализировать статистику, необходимую для участия в международных рейтингах, так как именно эти данные используются при разработке долгосрочной стратегии развития. Примером удачной реализации такой стратегии стали показатели китайских и казахских вузов, которые впервые заявили о себе около пяти лет назад, а теперь занимают места в первых сотнях рейтинга.
Как отмечает профессор БГУ, экс-председатель комиссии Милли меджлиса по науке и образованию Шахлар Аскеров, позиция вуза в том или ином международном рейтинге — это прежде всего оценка качества образования в высших учебных заведениях страны. Основная цель составления рейтинга — оценить способность университетов обеспечивать выпускникам высокое качество знаний, умений, навыков. Рейтинг учитывает уровень преподавания, степень международной интеграции, ресурсной обеспеченности, востребованности как абитуриентами, так и работодателями, оценку качества карьеры выпускников, уровень научно-исследовательской активности вуза. Поэтому крайне важно более широкое участие хотя бы столичных высших учебных заведений в международных исследованиях, чтобы выйти на мировой рынок образовательных услуг, где им предстоит соперничать с зарубежными университетами.
«Кроме того, — отмечает эксперт, — рейтинги способствуют увеличению узнаваемости учебного заведения за пределами региона, что может обеспечить приток иностранных слушателей. Это выгодно и экономически — плата за обучение нерезидентов, как правило, выше в несколько раз, и политически — поскольку их количество — один из критериев оценки вуза при составлении рейтингов. Во-вторых, ранжирование — это линейка роста, показывающая, в какой точке находится университет и сколько нужно прибавить до лидерства. Шанхайский академический рейтинг так и возник: для измерения разрыва между китайскими и ведущими мировыми вузами. К тому же они — это и система координат для определения «своих» и «чужих» в контексте потенциального партнерства в условиях глобализации».
Ирада АГАЕВА
Азербайджанские
известия.- 2016.- 9 февраля.- С.2.