Турал АББАСОВ, путешественник: «Человек проявляется по-настоящему только вне
пределов своей зоны комфорта»
«Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать», — сказал Иван Бунин, и был прав. Но пока большинство из нас мечтает о том, как «когда-нибудь» разберется со всеми проблемами и отправится, наконец, повидать мир, некоторые смельчаки, не особо рассуждая на эту тему, просто делают это. Один из них — наш соотечественник Турал АББАСОВ. Он охотно отвечает в Facebook, и вот — результат его виртуальной беседы с корреспондентом 1news.az Натали АЛЕКСАНДРОВОЙ.
— Турал, я знаю, что о путешествиях вы мечтали с детства. Но мечты — это одно, а их воплощение в жизнь — несколько другое. Что же стало тем «толчком», который заставил вас несколько лет назад начать «чертить маршруты», оставить неплохую должность?
— На самом деле все произошло достаточно банально. Просто житейские карты сложились в благоприятный пасьянс: я был финансово независим, холост, вполне здоров физически, не имел каких-нибудь других обязательств, которые цепями держат человека (ну, например, банковский кредит). Плюс уже накопился кое-какой опыт предыдущих путешествий, и была зрелая уверенность в своих силах. И еще: я убежден, что вся наша цивилизация постепенно скатывается в непредсказуемые, безумные времена. Вот я и решил, что пора, пора собраться и выезжать. И повидать мир, пока он существует в более-менее привычной и понятной форме. А что касается карьеры и хорошо оплачиваемого теплого местечка в офисе, это никогда не стояло высоко в моей шкале жизненных ценностей, поэтому подать заявление об уходе было психологически нетрудно. Гораздо труднее было проститься с замечательными коллегами по работе.
— Первое ваше путешествие было по Азербайджану. Вы пробовали собственные силы перед «кругосветкой», или причина была в другом?
— Ну обычно сначала «ломают уши» дома, а потом едут на чемпионат мира по борьбе, правда? Да, небольшой велотур по Азербайджану был испытательным. И для моего нового туринг-байка, и для меня самого. Я хотел почувствовать, каково это: маневрировать с груженым велосипедом на ровных дорогах, подъемах и спусках, хотел дать организму тест на выносливость, педаля на жаре, пожить несколько дней в дороге. Да и вообще послушать себя, свои ощущения: действительно это — мое или нет. Ведь длительное велопутешествие — не шутка. Вам предстоит почти каждый день проводить несколько часов в седле, долгие месяцы вы будете буквально везти с собой собственный дом на колесах. Вашим самым близким другом, вашим вторым «Я» станет велосипед. Ну и, судя по тому, что я уже доехал до Юго-Восточной Азии, можно сказать, что тест-драйв удался.
— Путешествовать одному, на велосипеде, несмотря на снаряжение, термобелье и набор всяких «кухонь-лекарств», — все равно весьма рискованное дело. Приходилось ли сталкиваться с чем-то или кем-то серьезным?
— Да, риск присутствует всегда. Можно лишь предпринять меры, чтобы снизить вероятность возможных рисков, а дальше — игра Фортуны. Но, поверьте, путешествовать на велосипеде — не более рискованно, чем, скажем, жить и работать в большом городе, таком, как Баку. Это только кажется, что, уехав из дома, выйдя по-лермонтовски «один на дорогу», вы в разы повышаете риск «попасть в переделку». Это не так. Стать инвалидом человек может в любой момент и у себя дома, нечаянно поскользнувшись в ванной. И еще, хочу подчеркнуть, что пока мир — не такое опасное место, каким мы его себе представляем, или каким его нам рисуют СМИ и страховые компании. И люди в массе своей сегодня все еще состоят из простых, добрых, отзывчивых людей. Мне встречались как раз такие люди в основном. Конечно, бывали, так сказать, «пограничные ситуации», но ни во что особо серьезное они не выливались. Надеюсь, так будет и дальше.
— Мечты и их воплощение в реальность зачастую сильно отличаются друг от друга. Есть ли то, о чем вы даже не подозревали, но с чем столкнулись в путешествии? Что вызвало самый сильный «драйв»?
— В чужих краях, где вы просто странник и сторонний наблюдатель, надо уметь принимать вещи такими, какие они есть. С чем-то мириться, что-то просто воспринимать с улыбкой как часть приключения и дорожной романтики, и хорошее, и плохое. Самый простой пример — Индия. Я побывал там в 2012 году. Очень хорошо помню одну девушку-европейку, которая чуть не плакала в отеле и говорила своему другу, что хочет немедленно уехать. Скорее всего ее представления о «благоухающем цветке лотоса» разбились об ужасные картины индийских улиц.
Ну а я, со своей стороны, отмечу две стороны медали, которые не перестают меня поражать. Первое — это масштабы загрязнения природы. Нас, людей, уже слишком много. И мы продолжаем размножаться. И каждому нужны кров, еда, вода, средство передвижения, свет, тепло... Находясь в какой-нибудь глубинке, я всегда поражаюсь тому, как люди бессовестно гадят даже там, где сами и живут. И что будет дальше? Эта планета превратится в один большой дымящийся комок нечистот! И тогда — храни нас небо от ее ответного удара… И второе: я не перестаю удивляться тому, насколько все-таки прекрасен и многогранен этот мир! Насколько красивы перетекающие друг в друга формы природы и разнообразны человеческие сообщества. И все это — в одном большом единстве. Эта планета действительно прекрасна, и нам выпал замечательный шанс быть рожденными в этом мире.
Ну а самый сильный драйв дает то самое вечное человеческое стремление куда-то — древняя искра, которая есть в каждом человеке. Просто у кого-то она — яркая, у кого-то — еле тлеющая. Но это — та самая искра, которая заставила когда-то нашего далекого предка покинуть теплую и безопасную пещеру и пойти посмотреть, «что там», за горами, за морем, за горизонтом.
Однажды у Урсулы Ле Гуин я прочитал такую замечательную фразу: «Единственное, что делает продолжение жизни возможным, — это постоянная, порой непереносимая неуверенность в ней, незнание того, что произойдет с тобой в следующий миг».
— Мне показалось, что такие люди, как вы, способны менять. Ведь ваша жизнь была б совсем другой, не решись вы на эту авантюру. Пусть и классную. Вы согласны с этим?
— Нет, не совсем согласен. Кстати, слово авантюра — от французского «aventure» (приключение), что несет в себе позитивный посыл. Как вам сказать? Знаете, когда человек добровольно выходит из своей «зоны комфорта» и решается на предприятие вроде моего, окружающие иногда склонны истолковывать это как своеобразное бегство от «реальной» жизни, от бытовых проблем и т.д. Даже повыдумывали всяческие термины вроде «эскапизма», «дауншифтинга» и так далее. Но тут, скорее, наоборот. Как замечательно сказал Генри Дэвид Торо в своем «Уолдене»: «Я ушел в леса, чтобы жить размышляя, быть лицом к лицу только с насущными проявлениями жизни, попытаться понять все то, чему она учит, отвергнуть то, что не есть жизнь, и, умирая, не скорбеть о том, что я не жил». А потом он вернулся.
Примерно так же и я воспринимаю это путешествие: как тайм-аут, попытку пожить лицом к лицу с природой, на более простом уровне бытия, где каждый день снова думаешь о самом насущном: еде, воде и крыше над головой. А не о том, как сдать к сроку какой-то отчет или успеть купить костюм на чью-то свадьбу. Это — попытка лучше понять себя самого, мир и других людей.
Но в один прекрасный день кончится и это. Невозможно всегда жить скитальцем на колесах. Человек от всего устает, и я более чем уверен, что к концу путешествия мне уже смертельно надоест каждый день обливаться потом в седле, захочется домашнего уюта и дымящегося джюджя-плова на столе.
— Чему главному научили вас путешествия? Что вы сами в себе открыли? Какие качества? Были ли среди них те, о которых вы сами не подозревали?
— Ну пока я не проехал и половины запланированного пути, так что еще рано подводить итоги. Спросите меня еще раз об этом через годик-полтора. Ну а что касается открытия новых граней характера — с удивлением обнаружил, что даже такой ужасный интроверт и лентяй, как я, может неплохо проявить себя в таком физически и психологически нелегком деле, как одиночное велопутешествие. Да-да, я вообще-то человек ленивый, люблю комфорт, вкусно поесть и поваляться на диване. До этого путешествия мысль о том, чтобы прожить несколько дней без душа и в грязной одежде, вообще была бы для меня неслыханна. Но ничего, адаптировался.
Ну и еще я замечательно похудел, стал легче, проворнее, выносливее, спокойнее. Понял, что многие вещи, о которых беспокоился раньше, — просто пыль жизни. Стал быстрее соображать и принимать решения, ибо голова менее забита всяким ненужным хламом. Успел прочитать много книг, на которые раньше как-то всегда не хватало времени, познакомился с новыми замечательными людьми.
— Человек проявляется в ситуациях или… это стереотип?
— Нет, это именно так. Скажу больше: человек проявляется по-настоящему именно вне пределов своей зоны комфорта.
— Вы любите Высоцкого. Есть у него известная песня о друге… Почему вы все же поехали один в путешествие? Почему не взяли никого в дорогу?
— Да никто особо и не просился. У меня есть замечательные друзья, но все они люди семейные и занятые. А как оставить работу, семью и пуститься в длительное путешествие? Это же не вылазка на рыбалку или поход в горы на выходной. Да и, с другой стороны, одному мне как-то легче, ибо все решения принимаю я сам, без надобности постоянно договариваться с партнером (или партнерами), следовательно, я один и несу всю ответственность.
— У вас на сайте написано о спонсорах, но, как я поняла, всех расходов они не покрывают. Получается, вы путешествуете на собственные сбережения? Или… как? Это вопрос не из любопытства, а вполне практичный — в плане совета тем, кто, может, захочет пойти «по стопам ВелоТурала».
— Да, мои друзья-спонсоры помогли мне с приобретением снаряжения, за что им огромная благодарность. А все остальное, то бишь каждодневные расходы, я оплачиваю сам. Основная статья расходов — пропитание и проживание. Но есть масса способов экономить. Иногда позволяю себе и пошиковать, это важно для психологической разгрузки. Ну а если найдутся организации, желающие проспонсировать (полностью или частично) мое предприятие, я с удовольствием готов обсудить это.
— Сколько километров вы уже преодолели, где находитесь сейчас и куда, как говорится, путь держите? Когда планируете закончить путешествие?
— Мой маршрут уже перевалил за 7 тысяч километров. В конце января я завершил первый этап кругосветки — вдоль Шелкового пути, проехав через Центральную Азию в Китай. Сейчас делаю дубль-2 по странам Юго-Восточной Азии. В данный момент нахожусь в Лаосе и держу путь во Вьетнам. На следующих этапах планирую пропедалить по Австралии, Америке и Европе. Надеюсь, мое физическое здоровье, финансы, ну и что немаловажно, удачное получение виз позволят осуществить весь этот амбициозный план. Думаю, еще полтора-два года буду в дороге.
А принцип путешествия у меня гибкий. Главное средство передвижения — велосипед, причем велосипед груженый. Но, увы, это не внедорожник, не машина с реактивным двигателем и он не может летать и плавать. Поэтому в вынужденных обстоятельствах (например, визовые ограничения на время пребывания в стране, травмы, плохое состояние дорог и т.д.) я использовал и буду использовать и другие транспортные средства.
Азербайджанские
известия.- 2016.- 13 февраля.- С.1, 3.