Музыка, полная радости

Сочинения Закира Багирова были отражением его собственного характера — мягкого,

доброжелательного, жизнерадостного

16 марта 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения замечательного композитора, блестящего пианиста, новатора музыки, пионера нотной записи мугама, педагога, музыковеда Закира Багирова, человека, оставившего заметный след в азербайджанском искусстве.

Закир Багиров родился 3(16) марта 1916 года в Нагорном Карабахе, в древнем азербайджанском городе Шуше. Его отец был сельским школьным учителем русского языка. Из-за болезни отца и по причине крайней бедности многодетной семьи девятилетнего Закира отдали в 1925 году в детский дом имени Наримана Нариманова в Баку.

Директор детского дома Бахар ханым с большим вниманием, по-матерински относилась к своим подопечным, к их интересам и способностям. Она-то и приметила особую музыкальную одаренность мальчика и определила его в музшколу, где он начал обучаться игре на фортепиано.

После трех лет учебы в музшколе Закир переехал к старшему брату Идаяту, назначенному школьным учителем в Гянджу. Во время летних каникул Закир ездил с братом домой, в Шушу, куда на лето съезжались и многие видные деятели культуры. Здесь он близко познакомился и подружился с племянниками Узеира Гаджибейли — будущими выдающимися музыкантами Ниязи и Чингизом. Однажды ему довелось даже выступить с небольшим концертом перед самим Узеирбеком, который посоветовал ему обязательно продолжить занятия музыкой.

В 1931 году семья Багировых переехала в Баку. Закира приняли на рабфак при консерватории. Он два года учился по классу фортепиано у педагога Черняховской, еще год — у ученика Римского-Корсакова Ильи Айсберга, подавал большие надежды как талантливый пианист. В 1934-м с успехом выступил на Закавказском смотре молодых исполнителей в Тбилиси. А через год поступил на фортепианное отделение музыкального техникума при Московской государственной консерватории. Его приняли сразу на второй курс в класс известного советского музыкального теоретика, профессора Н.Способина.

Во время летних каникул Закир Багиров приезжал в Баку, собирал национальные музыкальные шедевры, умело переносил их на нотную запись. Надо сказать, что с середины 30-х годов ХХ века этим занимались многие музыканты. Процессу систематизации их трудов большую помощь оказало создание в 30-х годах специализированной творческой организации — НИКМУЗа (Научно-исследовательского кабинета музыки). В этой организации, руководимой выдающимся певцом Бюльбюлем, работали музыканты различных поколений. Здесь была сделана нотная запись большинства народных песен из репертуара самого Бюльбюля, а также Джаббара Гарьягды.

К работе НИКМУЗа привлекались и студенты — Гара Гараев, Асаф Зейналлы, Мамедсалех Исмайлов, Закир Багиров, Тофиг Гулиев, Джовдет Гаджиев, Саид Рустамов. Они обрабатывали фольклорные образцы, перекладывали на нотную запись песни, танцы, мугамы, ашыгские мелодии и песни, чем оказали будущим поколениям бесценную помощь.

У Закира уже был опыт такой работы. Еще в бытность студентом бакинского рабфака он по поручению директора Азербайджанского государственного музыкального издательства Хуршуд ханым Гаджар к 1000-летию великого Фирдоуси сделал нотную запись трех «Персидских песен» (в исполнении Джаббара Гарьягды).

В 1936 году Закир Багиров вместе со своим другом по рабфаку Тофигом Гулиевым впервые в музыкальной истории сделал нотную запись мугамов — «Дигях» (З.Багиров), «Сегях-Забул», «Раст» (Т.Гулиев). Мугамы имеют очень сложную ритмику, поэтому процесс их перенесения на ноты требует от музыканта большого мастерства. С этой непростой задачей они справились в рекордный срок (15 дней), да так успешно, что заслужили высокую оценку специалистов. Великий Узеир Гаджибейли отмечал в прессе того времени: «Среди некоторых музыковедов существует мнение, что восточная музыка не подходит ни к одной ноте. Некоторые утверждают, что мугамы соответствуют

17-ладному музыкальному голосу, и это не помещается в 12-ладную европейскую нотную систему. Перенесенные на нотную запись товарищами Тофигом Гулиевым и Закиром Багировым мугамы, наигранные Мансуром Мансуровым, отвергают напрочь такие пустые мысли… Эти молодые люди оказали большую помощь делу прогресса нашей музыкальной культуры».

В том же году правительством республики было принято специальное постановление «О переложении на ноты и издании азербайджанских классических музыкальных произведений». Второй его пункт прямо касался деятельности Т.Гулиева и З.Багирова: «…Назначить т.т. Т.Гулиеву и З.Багирову, уже переложившим на ноты три мугамата, повышенные стипендии в размере 300 рублей в месяц до окончания учебы в Москве».

Закир Багиров с отличием окончил музтехникум и в 1939 году поступил на теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Такой выбор специализации для Закира не был случайным. Интерес к композиторской деятельности он проявлял еще в годы учебы на рабфаке, сочинил несколько собственных песен, небольшие прелюдии, детские пьесы. А от научной деятельности в фольклорных экспедициях берут начало национальные истоки созданной позже его собственной музыки.

Увы, проучиться в Московской консерватории Закиру удалось недолго — не прошло и двух месяцев, как он был призван на срочную службу в ряды Красной армии, а за два месяца до ее окончания началась война и он был отправлен на фронт.

В жестоких буднях войны Закир Багиров тосковал по музыке. Осенью 1941 года, когда на сборный пункт в одной из московских школ прибыло много солдат, уцелевших после ожесточенных боев, Закир Багиров увидел в актовом зале рояль и уже не мог оторваться от него. Недавний студент Московской консерватории исполнял ноктюрн Шопена. Погруженный в музыку, он не услышал, как за спиной собрались люди. И очнулся лишь тогда, когда, как на концерте, на него обрушились аплодисменты, послышались крики: «Играй еще!».

Начальник сборного пункта, который тоже оказался невольным слушателем концерта молодого пианиста, вызвал потом Закира Багирова к себе. Большой любитель музыки, он определил дальнейшую судьбу солдата — послал учиться его в офицерскую школу.

Закиру Багирову пришлось участвовать в активных боевых действиях по защите стратегической железной дороги Москва–Мурманск, затем он воевал в составе 3-го Украинского фронта (1944). Прошел с боями по Румынии, Венгрии и Австрии. Когда закончилась война (для майора Закира Багирова — в Бухаресте), он был направлен в Маньчжурию и участвовал в войне против Японии.

Вернулся Закир Багиров к профессии музыканта лишь в 1946 году. За три года он завершил полный курс теоретико-композиторского факультета Московской государственной консерватории. Здесь ему преподавали выдающиеся советские теоретики музыки, авторы известных учебников и солидных научных трудов — Н.Способин, Л.Мазель, В.Цуккерман, ученик Рахманинова Б.Тиц и другие.

Возвратившись в Баку, Закир Багиров стал преподавать теорию музыки в Азгосконсерватории, работал в Азрадиокомитете. И сочинял — писал музыку необычайно лучезарную, полную радости жизни, доброго юмора. Все это было отражением его собственного характера — мягкого, доброжелательного, жизнерадостного.

Таковы прежде всего его песни и романсы. Они отличались разнообразием, богатством содержания текста и мелодичностью, это в основном жизнерадостная любовная лирика. Среди них «Девушка» (слова Г.ГусейнзадеГусейн Ариф), «Ты знать должна» (Г.Аббасзаде), «Приди, приди», «Лирическая песня» (Э.Алибейли), «Ай гашы, гезу гара гыз» (И.Сафарли) и многие другие. Та же лирическая стихия мелодично переливалась, искрилась в его «Концертном вальсе», «Танцевальной сюите для оркестра», миниатюрах для фортепиано.

В 50-60-е годы, в период становления национальной эстрадной музыки в Азербайджане, Закир Багиров начал работать на этом поприще. Две его эстрадные песни сразу привлекли внимание слушателей. Это были «Каш бела олайды» на слова Наби Хазри и «Конлум саниндир» (Энвер Алибейли). А исполнителями песен Закира Багирова были такие выдающиеся певцы, как Рашид Бейбутов, Шовкет Алекперова, Сара Гадымова, Мирза Бабаев.

Особняком стоит в песенном творчестве композитора сатирическая песня «Охутмурам, эл чякин» на слова М.А.Сабира, написанная к 100-летию со дня рождения поэта. Важной стороной деятельности Закира Багирова стало создание музыки и песен к спектаклям Бакинского ТЮЗа — таким, как «Большая жизнь», «Индийская сказка», «Тайна вечной ночи», «Хижина дяди Тома» и другие.

Закир Багиров — автор и многих талантливых камерно-инструментальных сочинений. Такова «Рапсодия» для четырех арф, ставшая первой среди оригинальных сочинений советских композиторов для этого инструмента. Она исполнялась не только в городах Советского Союза, но и за рубежом (в Иране и во Франции). В СССР его фантазия «Чааргях» (1952) была широко известна в исполнении Государственного квартета арф. Ноты его сочинений: сборники фортепианных пьес, сюита «Кукольное представление», опера «Старик Хоттабыч» и другие были изданы в Москве. В 1990 году профессор Закир Багиров завершил свой Концерт для тара с симфоническим оркестром, который, к радости автора, в том же году прозвучал в Азгосфилармонии в виртуозном исполнении тариста, заслуженного артиста республики Гамида Велиева в сопровождении Государственного симфонического оркестра имени Узеира Гаджибейли.

Закир Багиров оставил заметный след в истории азербайджанского кино. Он автор музыки к фильмам «Юные ленинцы» (1951), «В садах Губы» (1953), «Благодатная земля» (1954), «По дорогам счастья» (1956), «Пачка «Казбека», «Друзья природы», «Мастера «белого золота», «В новогоднюю ночь» (1958), «Низами», «Наш Азербайджан» (1959), «Айгюн» (1960), «Я моряк Каспия» (1961), «Удачного пути!» (1975).

Но, пожалуй, самое известное и популярное произведение Закира Багирова — оперетта «Гайнана» (либретто Меджида Шамхалова, написанное по его же одноименной пьесе). Она ставилась в СССР и за рубежом более 2000 раз! Киновариант оперетты, музыкальный художественный фильм «Гайнана» («Свекровь») с Насибой Зейналовой в главной роли, был показан во многих странах мира.

С 1950 по 1957 год Закир Багиров работал Азгосрадиокомитете, в 1957-1958 годах — в Азербайджанском государственном комитете по радиовещанию и телевидению, на должности художественного руководителя. В Азгосконсерватории он был заведующим кафедрой теории музыки, профессором, подготовил более 700 музыкантов, среди которых и такие известные композиторы, как Рауф Гаджиев, Мурад Кажлаев, и другие.

Закиру Багирову было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР», он был награжден орденом «Знак Почета», и другими знаками отличия.

Низами АГАЕВ

Азербайджанские известия.- 2016.- 19 марта.- С.3.