Леонид КРАВЧУК, экс-президент Украины:
«Гeйдap Aлиeв
интересы своей страны ставил на первое место, но при этом видел ситуацию шире»
10 мая исполнилось 93 года со дня рождения общенационального лидера Азербайджана Гeйдapа Aлиeва, великого человека, благодаря которому Азербайджан вступил на путь независимости, развития и процветания. Накануне этой знаменательной даты о своих встречах с ним в интервью порталу «Москва—Баку» вспоминал первый президент Украины (1991-1994) Леонид КРАВЧУК.
— Леонид Макарович, а вам доводилось видеть Гeйдapа Aлиeва еще в советское время?
— Да, я видел Гeйдapа Aлиeвича, когда он был первым секретарем ЦК Компартии Азербайджана, а я еще работал в украинском ЦК. Помню его выступление на одном из съездов КПСС — он выступал очень эмоционально, очень обоснованно. Он и еще Шеварднадзе. И наш первый секретарь ЦК Украины Щербицкий ставил нам их в пример: «Вот видите, как выступают мои коллеги из Азербайджана, Грузии! Какие применяют эпитеты, сравнения!». Но близко я узнал уже «другого» Aлиeва — президента независимого Азербайджана. И при обсуждении разных вопросов у него рефреном звучала в разговоре одна и та же фраза: «Нужно думать о народе, который тебя избрал президентом!».
Гeйдap Aлиeв часто говорил, что надо защищать свою страну и свой народ. Это были не просто лозунги. Помню, на всех закрытых заседаниях глав СНГ он это постоянно подчеркивал. Например, просил Ельцина и всех коллег своих, чтобы мы определили очень четко защитные функции Содружества. Как мы будем защищаться? Какие у нас будут внутренние отношения с точки зрения безопасности стран? То есть он смотрел на все вопросы с точки зрения стратегии. Он видел не только свои национальные интересы, но и интересы всей системы СНГ.
Уже когда я с ним отдельно беседовал в Москве, он как-то почувствовал, что я поддерживаю Азербайджан. А я действительно поддерживал и лично Aлиeва, и его страну. Тогда уже стояли остро вопросы Карабаха и надо было определяться по территориальной целостности. В тот момент, помню, Россия еще не определилась окончательно, кого поддерживать. Но, судя по российской печати, там незаметно проходила пунктиром линия поддержки Армении. Конечно, я выступал на саммитах в поддержку Aлиeва. Я говорил примерно так: «Мы не должны поддерживать страну, войска которой вообще-то находятся на территории другой страны. Ведь Карабах вообще-то находится на территории Азербайджана. Конечно, надо было находить такие пути, чтобы учесть интересы и Азербайджана, и Армении».
— И как вас слушали другие президенты?
— Большинство коллег слушали, но не очень прислушивались. Россия там проводила свою политику и в Карабахе все закончилось замораживанием ситуации. В итоге недавно мы стали свидетелями нового «зажигания» следующей фазы горения. Видите ли, нельзя замораживать конфликты, их надо разрешать. Замороженный конфликт всегда может снова превратиться в горячий, как это недавно и произошло.
Азербайджанские
известия.- 2015.- 12 мая.- С.1.