Евразийская легенда

 

Всемирно известный французский азербайджанец снова посетил Баку

 

В нашей стране в третий раз побывал Робер Оссейн — французский актер театра и кино, режиссер, продюсер, художественный руководитель театра «Мариньи». Одной из его самых звездных ролей в кино, несмотря на солидную фильмографию, насчитывающую более ста киноработ, стал образ графа Жоффрея де Пейрака в фильмах о приключениях Анжелики, снятых по роману Анн и Серж Голон.

 

Впервые легендарный француз с азербайджанскими корнями посетил родину предков по приглашению Фонда Гeйдapа Aлиeва в октябре 2013 года, во второй раз — когда стал одним из факелоносцев первых Европейских игр-2015, и вот сейчас, также по приглашению первой леди страны Мехрибан Aлиeвой, он появился в Баку вместе со своей очаровательной супругой Кэндис Пату. Заметно повзрослевший Жоффрей и звезда турецкого кинематографа Тюркан Шорай (предки по линии отца которой также родом из Азербайджана) приняли участие в торжественной церемонии в университете «Хазар» по случаю избрания их членами Евразийской академии и получения премии «Легенда Евразии», а затем встретились с журналистами.

 

Знаменит, богат и счастлив

 

Робера Оссейна называют «народным режиссером республики», потому что он любит ставить грандиозные спектакли на площадях и стадионах. Постановки «Преступления и наказания», «Лионского курьера», «Дамы с камелиями», «Дантона и Робеспьера», «Собора Парижской Богоматери» всегда проходили с неизменными аншлагами. А его спектакль «Человек по имени Иисус» даже вошел в Книгу рекордов Гиннесса из-за числа зрителей — его посмотрели более 670 тысяч человек! Оссейн и автор двух книг мемуаров — «Слепой часовой» и «Кочевники без племен».

Кинематографу актер и режиссер посвятил более полувека своей жизни — его фильмография, насчитывающая более ста работ (среди них «Профессионал», «Вторая истина», «Одни и другие», «Убийца», «Вампир из Дюссельдорфа», «Кто знает?», «Порок и добродетель»), началась в 1948 году, а свой последний фильм «Пропавшая в Довиле» он снял в 2007-м. Но до сих пор делится своими творческими планами по поводу съемок новых картин и постановки спектаклей. Шутит: «Я до сего дня не красил волосы, они еще не поседели, значит, надо продолжать работать».

В конце 60-х — начале 70-х годов на мировые экраны вышли пять фильмов французского режиссера Бернара Бордери о похождениях красавицы Анжелики, которую сыграла звезда Мишель Мерсье, а ее партнером стал Робер Оссейн, блистательно сыгравший героя картины — графа Жоффрея де Пейрака. После премьеры фильма «Анжелика — маркиза ангелов» Робер стал суперзвездой, а следующие серии лишь закрепили его звездный статус. Оссейн стал сниматься у лучших режиссеров, а потом и сам взялся за постановки, хотя, как говорит он в шутку, на его надгробной плите все же будет запечатлен профиль графа де Пейрака.

Сегодня Робер Оссейн знаменит, богат и счастлив. Он женат в третий раз, у него четверо взрослых сыновей. А родился наш знаменитый соотечественник почти 89 лет назад в Париже в семье самаркандского скрипача и композитора Андре Оссейна (Аминуллы Гусейнова), отец которого был азербайджанского (по отцу) и таджикского (по матери) происхождения. Перед Первой мировой войной Андре Оссейн учился в Москве, а в 1921 году уехал в Германию, чтобы продолжить образование в Штутгартской и Берлинской консерваториях. Там он встретил пианистку и комедийную театральную актрису Анну Минкович (еврейку из тогдашнего бессарабского местечка Сороки), на которой женился в 1925 году.

 

Находить талант в других

 

«Мама была удивительно хороша, а папа — невероятно обаятелен. Они сразу полюбили друг друга и через несколько месяцев после знакомства переехали во Францию, в Париж — в этот удивительный город», — вспоминает Робер Оссейн. В Париже Аминулла Гусейнов поменял имя и фамилию, принял христианскую веру и стал Андре Оссейном. А спустя два года (30 декабря 1927 года) родился их первенец — будущая звезда французского кинематографа. Когда Робер встречается с представителями украинской диаспоры Франции, то любит рассказывать, что до сих пор помнит запах борща, который готовила его мама, уроженка Украины. В Париже он сам ходит на базар и покупает свежие овощи для любимого блюда, никому не доверяя этот процесс. Потом стоит у плиты, а жена, затаив дыхание, ждет, пока он приготовит свой удивительный борщ. Эти обеды в семье называются русскими.

Именно благодаря матери Робер считает, что неплохо говорит на языке Достоевского (в первые три года он вообще не знал другого). Хотя в Баку, на встречах с творческими коллективами нескольких газет, общался по большей части на французском — через переводчика, иногда, правда, переходя на русский. Собравшихся интересовало многое: нравится ли ему современный кинематограф, ощущает ли он себя этническим азербайджанцем, любит ли национальную кухню и нашу музыку, можно ли прожить долгую, эмоционально насыщенную жизнь, не привязываясь ни к кому, как советовал когда-то его отец, и т.д.

«Я всей душой полюбил Баку с первого своего приезда сюда, — признавался Оссейн. — Я вижу, какой это красивый, толерантный и добрый город. Я мог бы здесь жить и работать. Когда говорю про Азербайджан и гуляю по улицам Баку, то на мои глаза всегда наворачиваются слезы. Не знаю, почему это происходит. Видимо, потому, что мой дед родился в Азербайджане, а отец, хотя и появился на свет в Самарканде, всегда поддерживал связь с родиной, рассказывал об этой прекрасной стране и ее людях. Он замечательно играл на таре и научил этому меня». Ему вторит жена, Кэндис Пату, брак с которой у Оссейна длится вот уже четыре десятилетия: «Я увидела, как здесь любят и уважают Робера, он нашел здесь что-то свое, родное».

К слову, с Баку его связывает еще одно обстоятельство — его вторая жена, психоаналитик и киносценарист Каролин Эльяшева была дочерью кинопродюсера, бакинца (горского еврея) Анатоля Эльяшева. С ней Оссейн прожил 15 лет, в этом браке родился сын Николя, который некоторое время снимался в кино, а затем (под новым именем Аарон Эльяшев) стал раввином в Страсбурге.

Робер Оссейн часто цитирует своего отца, который говорил: «Я жил в бедности, зато всегда был богат душой. Наверное, лучше именно такой вариант — обладать богатой душой, а не толстым кошельком». Вероятно, поэтому свое главное творческое кредо Оссейн определил так: «Мой талант — находить его в других».

 

Главное в женщине — душа

 

Не менее интересна и судьба его предков по материнской линии. Семья Анны Минкович жила в Киеве (ее отец был банкиром), затем переехала в Санкт-Петербург. Они жили достаточно богато, имели доходный дом, Анна училась в Смольном институте. Дед Робера был человеком широких взглядов и не имел ничего против того, чтобы часть квартир в их доме снимали свободолюбивые студенты, сторонники Ленина. Более того, дед запросто садился с ними за стол, угощая и пускаясь в опасные разговоры. Перед Первой мировой войной часть квартирантов исчезла, говорили, что они уехали вслед за Лениным в Швейцарию. Когда в России произошла Октябрьская революция, отца матери арестовали, но комиссар, который вызвал деда на допрос, оказался одним из тех студентов, что снимали квартиры в его доходном доме. Он узнал деда и помог ему бежать. Всей семье исправили документы и выпроводили из России. Так через румынскую границу семья матери попала в Европу, где Анне суждено было встретиться с отцом Робера, музыкантом, в гениальность которого она, как и всякая еврейская жена, верила безмерно.

Заработков его совершенно не хватало, пришлось и матери идти работать. Благодаря своей красивой внешности Анна Минкович стала актрисой в эмигрантских театрах. Про себя Робер позднее скажет, что он вырос в театре, а родился в гостинице, в обыкновенном парижском отеле. У родителей не было денег на его содержание, поэтому с малых лет он скитался-кочевал по пансионам. Любимым занятием мальчика было забраться куда-нибудь на дерево и оттуда созерцать проходящую мимо чужую жизнь, фантазировать и мечтать.

Семья жила в одном из самых бедных районов Парижа, на чердаке четырехэтажного дома: никаких удобств в комнате, только две кровати и шкаф, туалет и уборная — на втором этаже. Когда сын сказал родителям, что собирается стать актером, они были счастливы: в доме еще кто-то начнет зарабатывать.

Нынешняя жена Робера, как и первая — Марина Влади, — актриса и блондинка. Хотя Оссен говорит, что цвет волос или глаз для него совершенно не важен, женщин он любит не за внешний вид. Для него гораздо важнее, что у них внутри, способны ли они сопереживать. «В день нашей свадьбы я попал в автокатастрофу и месяц потом провалялся в больнице. Меня выходила Кэндис, удивительно заботливая женщина. Мы вместе уже сорок лет, иногда мне кажется, что это просто вечность. Я лишь поражаюсь своей жене — как долго она меня терпит!» — улыбается он.

Рассказывая о дьявольской, по его словам, красоте Марины Влади, он неоднократно подчеркивает: блондинка, голубоглазая. Но судя по тому, как он засматривался на наших темноглазых бакинок и как кокетливо позировал с ними перед фотоаппаратом, стало понятно, что цвет волос и глаз для него действительно не имеет большого значения.

 

Галия AЛИEВА

Азербайджанские известия.-2016.- 26 ноября.- С. 3.