Кямран РАДЖАБЛИ, энергетик (США):«Счастлив, что судьба
подарила мне встречу с легендарными актерами, а главное — личностями»
Имя Кямрана Раджабли в 60-70-х годах стало открытием в отечественном кинематографе. Сыгранные им детские роли в фильмах «Земля, море, огонь, небо» («Торпаг. Дяниз. Од. Сяма», 1967), «Хлеб поровну» («Шярикли чюряк»,1969), «Возвращение скрипки» (1972) сделали его настоящей звездой, а фильм «Шярикли чюряк» до сих пор остается одним из самых любимых в Азербайджане. Сегодня Кямран РАДЖАБЛИ живет в городе Сан-Диего (штат Калифорния, США), работает по специальности в энергетической сфере. О своей детской кинокарьере и о том, как сложилась его взрослая жизнь, он рассказал в интервью по скайпу Trend Life.
— Здравствуйте, Кямран. Рад слышать вас!
— Спасибо большое! Я тоже рад слышать голос из родного Азербайджана. Передаю всем близким и родным большой привет!
— Есть фильмы, которые проходят «красной линией» через жизнь и по прошествии многих лет остаются любимыми в народе. Один из них «Хлеб поровну», вошедший в Золотой фонд национального кинематографа. Но вашим дебютом в кино стала роль в картине «Земля, море, огонь, небо». Как оказались в этом фильме? Давайте вспомним эти годы…
— Это очень теплые и яркие воспоминания моего детства. Мне кажется, что я прожил две детские жизни — одну обыденную, другую — в кинематографе, которая научила меня общению с людьми, человеческой доброте, искренним отношениям. Вспоминая те годы, поражаешься, насколько была добрая атмосфера, какие честные отношения были между людьми. Это навсегда осталось в моей жизни!
Тогда мне было всего восемь лет, я был, как сегодня говорят, гиперактивным мальчиком, неусидчивым, вечно что-то выделывал, ломал (смеется). Однажды с матерью мы зашли в магазин «Свет», где я опять проказничал и сломал что-то. Совершенно случайно рядом оказался Шамиль Махмудбеков, который наблюдал за мной со стороны, потом подошел к матери и сказал: «Не хотели бы попробовать вашего ребенка в кино?» Мама была удивлена, но я, не раздумывая, согласился — «Да, я хочу!», хотя даже не понимал, что это означает — сниматься в кино.
В общем, пришел на кинопробы и меня сразу же утвердили на роль Кямиля.
— И что же почувствовали, когда оказались на одной съемочной площадке с такими легендарными актерами, как Исмаил Османлы, Аладдин Аббасов?
— Я же был ребенком, лишь спустя годы понял, что это были за актеры, но самое главное — какими были потрясающими людьми. А фильм получился очень добрый и трогательный. Особенно теплые слова хотелось бы сказать про Шамиля Махмудбекова, и дело не в том, что он снимал меня в своих фильмах. Он был человеком большой души, очень талантливым, одним из немногих режиссеров, умеющих работать с детьми на съемочной площадке. Это был уникальный человек с громадным терпением, который мог часами объяснять, рассказывать и показывать нам, вплоть до мелочей, как воплощать роль. Поэтому все получалось на экране естественно и интересно.
— А как сказалась главная роль Вагифа в фильме «Хлеб поровну» на вашей жизни? Наверное, почувствовали себя звездой. В школе учителя делали поблажки?
— Нет, что вы, какая звездность? Я оставался таким же, каким был, и учителя не делали поблажек, спрашивали со всей строгостью. Поэтому, когда пропускал из-за съемок уроки, все равно приходилось наверстывать упущенное. Однако, несмотря на то, что я окончил Московский энергетический университет с отличием, в школе у меня были тройки. Единственное исключение — мне разрешили как маленькому актеру ходить с длинными волосами. Помните же, тогда мальчикам не разрешалось приходить в школу с длинными волосами, всех стригли коротко.
А игра в фильме оставила в моей памяти самые неизгладимые впечатления. Особенно с незабвенным Фазилем Салаевым. В жизни не встречал такого человека! Он был настоящим романтиком, обладал необычайно доброй аурой, до сих пор помню его проникновенный взгляд. Роль кирщика в этом фильме — он будто бы играл самого себя! На съемочной площадке он всех заряжал своей энергией, особенно меня. Помните эпизод из фильма, где мы сидим, едим черный хлеб с помидором и солью? Ничего вкуснее в жизни не ел! Я эту сцену не играл, а жил в ней вместе с Фазилем Салаевым. Считаю, мне в жизни очень повезло, что судьба предоставила встречу с такими людьми, легендарными актерами, а главное — личностями!
И еще хотелось отметить операторскую работу Тейюба Ахундова — настолько правильно были подобраны кадры, показаны лица, старый двор, которые точно передавали атмосферу того времени. И по сей день, пересматривая этот фильм, нахожу в нем столько замечательных моментов. Это настоящий шедевр!
— Третьим фильмом стало «Возвращение скрипки», где вы сыграли роль Сабира. В этой картине снимались легендарные российские актеры Павел Кадочников, Иван Косых, Павел Винник и другие. Чем запомнился этот фильм?
— Съемки проходили в Одессе, где все жили одной большой дружной семьей. Я даже полгода учился в одесской школе. Но из всей плеяды замечательных артистов мне больше всего запомнился Павел Кадочников. Имя Павла Кадочникова знал каждый советский человек. Он много и успешно снимался, был настоящим героем послевоенного кино. И вот такой актер стал мне настоящим другом, по-отечески опекал и помогал во всем. Он очень серьезно и в то же время очень весело относился к кинематографу. Даже в самые наряженные моменты съемок, когда не все удавалось, одной своей фразой мог поднять всем настроение. И вне съемочной площадки мне было очень интересно наблюдать за ним. Он был заядлым ныряльщиком, с маской и трубкой прыгал в воду, а я сидел на берегу моря и мечтал стать таким, как он. Замечательный был человек! Он мне подарил фото со съемочной площадки с надписью: «Любимому артисту Кямрану на добрую память. П.Кадочников. 1972 год».
И опять же хотелось отметить операторскую работу Расима Оджагова, который был на съемочной площадке настоящим режиссером. Этот человек заслуживает самых добрых слов! Хотя он был оператором фильма и вроде должен был следовать указаниям режиссера, но у него был огромный талант постановщика, постоянное желание общаться с актерами и детьми, взаимодействовать с ними, направлять их, прочувствовать роль, а уже потом снимать. С ним было очень здорово, а его улыбка до сих пор перед глазами! Все мы видели на съемочной площадке двух режиссеров — Шамиля Махмудбекова и Расима Оджагова. И что самое интересное, не было никакой ревности со стороны Шамиля Махмудбекова, они прекрасно взаимодействовали. Вот такое было время, такие были люди! И я не был удивлен, когда узнал, что Расим Оджагов стал известным азербайджанским режиссером, а его фильм «День рождения» — один из моих самых любимых.
— А почему не продолжили карьеру в кино?
— В моей семье все занимались наукой: бабушка была кандидатом физико-математических наук, отец — кандидатом технических наук, мать — кандидатом медицинских наук, а в честь дедушки, академика Ахмеда Раджабли, названа улица в Баку. Так что хотя и были предложения от режиссеров, но пришлось отказаться, чтобы подготовиться к поступлению в вуз. Кстати, еще одной эпизодической ролью стала игра в фильме Арифа Бабаева «Последняя ночь детства». В 16 лет я уехал учиться в Москву, после этого предложений не было.
— А ваши малыши знают, что их отец был в детстве актером?
— Конечно, мы вместе смотрели фильмы, и они были очень этому удивлены. Особенно тому, что фильмы в черно-белом формате (смеется). В свое время отец сделал мне фотоальбомы из фильмов, которые до сих пор хранятся в моем доме.
— Отмечаете в США наши национальные праздники?
— Конечно, особенно праздник Новруз. Кстати, моя супруга за год жизни в Баку научилась замечательно готовить азербайджанские блюда, различные виды плова и пахлаву. (Все эти годы Кямран Раджабли не теряет связи с исторической родиной и часто бывает в Баку. На протяжении трех лет он принимал участие в крупном проекте Всемирного банка в Азербайджане, работал в Азэнерго. И даже целый год вместе с семьей постоянно жил в Баку. — Ред.). Признаться честно, когда в 2008 году вместе с ней впервые приехали в Баку, она была немного насторожена. Но впоследствии была настолько поражена бескорыстным, добрым и искренним отношением людей, что влюбилась в мою родину.
— Что хотели бы передать своим землякам?
— Мне вспомнился один очень интересный эпизод. Однажды, когда только приехал из США и из-за смены часового пояса не могу уснуть, вышел прогуляться по бульвару. Было раннее утро, брезжил рассвет, и я увидел интересную картинку, которая поразила до глубины души. На скамейке сидели 17-18-е летние парень и девушка, пили содовую воду, ели чипсы и… играли в шахматы, а позади развевался флаг Азербайджана! Представляете, в 6-7 утра парень с девушкой играют в шахматы? Я сам увлекаюсь шахматами, был кандидатом в мастера спорта, и это было настолько приятно лицезреть — был во многих странах, но такое увидел впервые. И что самое важное, ведь эта молодежь — будущее Азербайджана, настоящий интеллектуальный человеческий капитал, глядя на который появляется большая уверенность в будущем страны, который год из года развивается.
А еще у меня есть мечта. После фильма «Хлеб поровну», где
играло много моих ровесников, ни с кем так и не встретился. Ведь нас многое
объединяло, и дух этой дружбы до сих пор живет в этом фильме. Очень хотелось бы
собраться вместе за одним столом, посмотреть другу другу в глаза и вспомнить свое теплое доброе детство.
Азербайджанские
известия.- 2016.- 15 октября.- С.1, 3.