Дмитрий КОРЧЕВСКИЙ, гендиректор Академии IT STEP:«В вашей стране очень открытая атмосфера»

 

Как уже сообщалось, 14 сентября президент Ильxам Aлиeв посетил Академию IT STEP, созданную на базе капитально отремонтированного Бакинского профессионального лицея №9. Что из себя представляет новое учебное заведение? Каковы его цели и задачи? Об этом и многом другом — в интервью основателя и генерального директора Академии IT STEP Дмитрия Корчевского корреспонденту 1news.az Натали АЛЕКСАНДРОВОЙ.

— Дмитрий, название академии на русском и английском языках означает одно, но пишется по-разному, то есть это действительно «Шаг» в прямом смысле слова, а не аббревиатура?

— Да, это действительно «Шаг», ведь любой большой путь всегда начинается с первого шага. И сегодня мы сделали первый шаг в Азербайджане.

— IT STEP, согласно информации на сайте академии, создана в 1999 году. С чего все начиналось?

— В 1998-99 годах уже было вполне понятно, в какую сторону будет развиваться мировая экономика, и что информационные технологии в скором времени захватят мир, сделав его намного более эффективным. А управлять этим миром смогут те, кто сможет управлять этими самыми технологиями.

Что касается меня лично, то о профессии программиста я мечтал, еще будучи школьником. Но в то время в Одессе, откуда я родом, не было вузов, специализирующихся на IT, и я поступил в Одесский государственный университет, на мехмат. Можно сказать, что там начался мой путь в IT, но не благодаря получаемым знаниям, а благодаря тому, что я параллельно работал самостоятельно, создавая программное обеспечение для разных компаний. Я уже закончил аспирантуру, когда понял, что индустрия уже требует новых знаний, и что все, благодаря чему я стал успешным бизнесменом на тот момент, я получил в процессе работы. Тогда мне начали приводить детей для обучения, но когда число учеников превысило все мыслимые лимиты, я понял, что пора что-то менять. Не в моей собственной жизни, а вообще. Именно тогда я решил, что могу открыть некую школу, где буду готовить студентов, которые, окончив ее, были бы востребованы на рынке труда. Я захотел создать систему, которая позволит человеку, пройдя более короткий курс обучения, сразу найти работу. Без всяких дополнительных занятий. И чтобы преподавали там специалисты, которые уже сегодня будут точно знать, что потребуют работодатели завтра.

— Идея создать именно академию, которая будет работать одновременно в нескольких странах, возникла не сразу?

— Нет. Но буквально через год после старта я уже принял решение расширяться.

— Сколько было студентов в первый год работы?

— Около 90 человек, и всего 6-7 преподавателей. Тогда мы рассчитали курс обучения на год, по прошествии которого поняли, что этого очень мало. Хотя в то время полученных в течение этого периода знаний нашим выпускникам вполне хватило для того, чтобы найти престижную работу, причем и за пределами страны тоже.

 

 

Все это дало нам огромный стимул не только не останавливаться, но и расширяться, и уже через год я начал открывать филиалы в других городах Украины. А через 10 лет мы вышли за пределы нашей страны, сегодня у нас 45 филиалов в 16 странах: Чехии, Румынии, Словакии, Грузии, США, Литве и др.

— Кто у вас преподает сегодня?

— Профессионалы, из которых мы делаем еще и педагогов. У нас на сегодня 28 тысяч студентов. Профессионал и педагог в одном лице встречается редко, поэтому мы берем на себя обучение педагогическим навыкам. Это непросто, но возможно. Потому что главная задача педагога — зажечь огонь внутри человека. Превратить процесс обучения в увлекательное путешествие. Сейчас мы просто подписываем договоры с компаниями, которые связаны с IT-сферой. У нас огромная база разработанных нами же методик как для студентов, так и для преподавателей.

— У вас могут обучаться и дети, и взрослые, причем аж до 55 лет.

— На самом деле возрастного лимита как такового нет. Среди наших студентов были люди, которым исполнилось даже 80 лет. Я вообще против каких-либо ограничений, возрастных или гендерных. Это все стереотипы. Я рассматриваю процесс обучения как совместный поход к вершине.

— Хорошая аналогия.

— Но это действительно так. Допустим, если вы решитесь покорить Килиманджаро, вам обязательно понадобится проводник, который поможет в пути, направит, научит, как адаптироваться, и так далее. Но идете вы сами!

— Кстати, о том, что можно делать самим. У вас разные формы обучения и посещаемости: и ежедневная, и раз в неделю. Получается, остальное время ученик работает самостоятельно. И сразу вытекающий из этого другой вопрос: можно ли освоить преподаваемые вами дисциплины, занимаясь вообще самостоятельно?

— Я не согласен с тем, чтобы разделять образование и самообразование. Потому что любое образование — это, прежде всего, самостоятельная работа. Как я уже сказал, преподаватель — это только проводник.

— А каков процесс обучения детей? Есть дети, интересующиеся, а есть те, кого приведут родители, решив за них, что им нужно. А вдруг ребенку будет не интересно?

— Вы можете представить себе ребенка, которого привели в Lego Land, а ему там не интересно? И я не могу. Так вот, у нас детям в сто раз интереснее! Да, здесь есть сложные вещи, как и аттракционы бывают для разных возрастов. И наша задача — подобрать то направление и технологии, которые пойдут детям еще и на пользу. И если парк аттракционов — это просто развлечение, то мы получаем пользу через развлечение, мы развиваем ребенка с помощью технологий. И самое главное, при этом ребенок обогащается знаниями и обучается. Сегодня, когда одной из проблем становится слишком глубокая вовлеченность детей в мир компьютерных игр, в виртуальность, мы предлагаем весьма продуктивный вариант «вырвать» его оттуда. Без скандалов и запретов. Ведь компьютер может быть врагом, а может стать помощником и проводником в будущее. А когда ребенок сам учится создавать игру, у него развивается стратегическое мышление. Он изучает трехмерную графику, дизайн, учится работать в команде.

— То есть это можно рассматривать как совет?

— Безусловно. Видели бы вы глаза детей, самостоятельно собравших «дрон» или создавших роботов, а потом самостоятельно запрограммировавших их. При этом дети эти знания схватывают на лету!

— И девочки тоже?

— Это еще один стереотип: что женщина не может быть программистом. Еще как может. Скажу больше: в дизайне женщины ближе к пониманию красоты. Девушки-программисты сегодня на вес золота, у них другой склад ума, и с некоторыми заданиями они справляются даже лучше мужчин.

— А вы еще и ломаете стереотипы.

— Реальные потребности намного шире, чем стереотипы, которые нам навязаны. Их надо ломать сегодня, потому что завтра они все равно сломаются под тяжестью новых обстоятельств, новой жизни, новой экономической системы.

— А как получилось, что ваша академия появилась в Баку? С чего все началось?

— Мне позвонил нынешний директор академии Алексей Слепцов, в то время — представитель в Азербайджане компании Intel, который принимал участие в выставке, проходящей в Баку. И я сразу прилетел, потому что он уверил меня, что здесь — огромный потенциал при ощутимой нехватке квалифицированных кадров. Приехал и убедился, что в Азербайджане понимают, что за IT-технологиями — будущее. Мы общались тогда со многими компаниями, государственными и частными. И мне очень понравилось, что в вашей стране очень открытая атмосфера, а политика государства позволяет зайти сюда с собственным ноу-хау и развернуть свои технологии. Здесь понимают, что все это — вклад в интеллектуальные ресурсы страны. В течение двух лет мы занимались подготовкой к открытию академии.

Я бы очень хотел сказать несколько слов о вашем президенте господине Ильxаме Aлиeве. Не сочтите за лесть, но он произвел на меня очень приятное впечатление. Ваш президент — первый за всю историю нашей академии глава государства, который пришел к нам на открытие. Он показал реальную заинтересованность во всем, что мы ему рассказали и показали. Когда у руководителя страны столько искренних вопросов — это очень радует, это показывает, насколько ему действительно все это интересно. Я считаю, что вам очень повезло с таким президентом. Он понимает, что страна, которая вкладывает сегодня в образование, выиграет многократно, и Азербайджан в этом смысле обречен на процветание. Потому что сегодня вы уже инвестируете в будущее.

Очень приятное впечатление произвел на меня и министр образования Микаил Джаббаров. Это — настоящий министр образования, потому что он — «в теме», он увлечен образованием, живет им. Поэтому и проводятся все эти реформы в системе образования — это процесс длительный. Сначала надо построить фундамент. Ждать результатов можно лет через 15-20. А учитывая, насколько стремительно меняется сегодня мир, надо постоянно держать руку на пульсе, корректируя эти изменения по ходу реформ. Это непросто.

— Академия, все, что вы рассказали и показали, произвело впечатление. Но у меня такой вопрос: приравнивается ли сегодня обучение здесь к получению среднего специального или высшего образования?

— На сегодня это пока дополнительное образование, которое можно получить в любое удобное время. У нас три смены по три часа в день. Или раз в неделю по пять часов. Но мы уже работаем над тем, чтобы наши дипломы получили статус государственных, просто это процесс довольно непростой.

Вообще же я понимаю причину вопроса: у нас, жителей постсоветского пространства, все еще существует стереотип об обязательном получении диплома. Причем совершенно не важно, нужен он будет или нет, чаще — второе. Мы же предлагаем образование, которое гарантирует получение востребованной профессии. Но мы решили проблему со стереотипом, который пока себя не изжил, частично: как партнеры крупных международных компаний мы обладаем правом готовить наших студентов по их стандартам и выдавать соответствующие международные дипломы, сертификаты, котирующиеся по всему миру. Другой вопрос, нужны ли они?

— В каком смысле?

— В том, что при приеме на работу в любую ведущую компанию все эти дипломы если и рассматриваются, то лишь как дополнительный бонус. IT-рынок отличается тем, что работодателю нужны конкретные знания и навыки, и для потенциального работника необходимо им соответствовать.

— Хорошо, допустим, человек соответствует. Возьмут ли его на работу без диплома? А как же CV?

— Это — еще один стереотип и даже миф о том, что в таких компаниях требуют наличие дипломов.

— На вашем сайте говорится, что вашей целью является трудоустройство ваших студентов. То есть вы это гарантируете?

— Мы гарантируем получение ими знаний, а их усвоение и применение зависят от самих студентов. Я выше уже говорил о том, что проводник только ведет. Идет сам студент. Но скажу, что наши студенты, как правило, еще в процессе обучения находят себе работу. Их у нас просто забирают сами работодатели!

— На каком языке ведется обучение, учитывая географию ваших филиалов? И на каком языке будет проходить обучение в Азербайджане?

— В зависимости от страны мы выбираем наиболее предпочтительный язык обучения. В Азербайджане пока планируем на азербайджанском и русском, но если возникнет потребность в английском секторе, то обязательно будет и он.

— Когда начнутся занятия? И какова форма оплаты за обучение?

— Сейчас у нас продолжается набор, и при лимите в 500 человек 250 человек уже прошли собеседование, и мы начинаем с ними подготовительные занятия. А платить можно как удобно: помесячно или по семестрам.

— Может ли к вам прийти человек, у которого вообще нет знаний в IT-cфере?

— Конечно. Сегодня мы предлагаем три базовые программы — «Сетевые технологии и кибербезопасность», «Разработка программного обеспечения» и «Компьютерная графика и дизайн». Просто хочу уточнить, что ежедневное посещение для таких студентов будет предпочтительнее, потому что если вы выбираете занятия раз в неделю, нужно иметь огромную силу воли и мотивацию. Ведь работать придется самостоятельно шесть дней — мы даем домашние задания. К слову, тем, у кого дома нет возможности заниматься или нет компьютера, мы предоставляем специальный класс для самостоятельной работы.

— А кто будет преподавать?

— У директора академии Алексея Слепцова — огромная база данных, что называется. Он ведь работал здесь долгое время и обзавелся связями. Сейчас он пришел в те же компании, но уже в другом качестве, предложив им сотрудничество в иной плоскости. Он сказал: «Если вам нужны специалисты, то можно их воспитать с вашей же помощью». Те были удивлены, но вдохновились. Это хорошо и для студентов, потому что не бывает работодателей, подготовивших студента и не взявших его затем на работу.

— Ваша супруга работает с вами?

— Да, мы вместе начинали этот бизнес и продолжаем его развивать тоже вместе. Вообще я вряд ли добился бы таких высот, если бы Анастасии рядом не было. Потому что она сочетает в себе сразу три ипостаси: она моя любимая женщина, единомышленник и ближайший друг. Это очень важно.

— Вы в Баку надолго?

— Нет, я приехал на открытие на несколько дней. Вообще сейчас, когда у нас 45 подразделений по всему миру, мне приходится строить заново модель управления всеми учебными заведениями. Но, благо, все технологии у меня под рукой во всех смыслах. Но что радует и вдохновляет: над нашей академией никогда не заходит солнце, потому что когда оно садится на востоке, оно встает в Америке.

Я надеюсь, что в будущем в Азербайджане мы создадим еще не один филиал. Я уверен, что здесь немало одаренных людей. Вообще, наблюдая за окружающим миром, я понял, что успех в жизни зависит не от знаний, а от отношения к жизни. Проактивный склад ума, заинтересованность, наблюдательность, небезразличность — вот те качества, которые определяют успешного человека независимо от сферы его деятельности. И наоборот: если человеку наплевать на всех и вся, если ему неинтересна жизнь, если он не готов к новому — вряд ли он сможет стать успешным. У вас я вижу больше первых людей. И это радует.

Азербайджанские известия.- 2016.- 22 сентября.- С.1, 3.