Рафаэль ГУСЕЙНОВ, академик НАНА, депутат Милли Меджлиса: «Культура создает перспективы для взаимодействия и в других направлениях сотрудничества»

 

Нынешний год, проходящий под знаком исламской солидарности, актуализировал вопрос взаимообогащения, взаимовлияния народов и государств, и не только исламских. Ближайшее событие в Азербайджане из огромного числа мероприятий, связанных с этой тематикой, — Игры исламской солидарности. Для чего они проводятся и только ли спортивные достижения важны при их проведении? Об этом и о многом другом в интервью академика НАНА, депутата Милли меджлиса, члена азербайджанской делегации в ПАСЕ Рафаэля ГУСЕЙНОВА корреспонденту «Азербайджанских известий» Элеоноре АБАСКУЛИЕВОЙ.

— Вы не только известный ученый, глава Национального музея азербайджанской литературы имени Низами, но и депутат, представляющий нашу страну в ПАСЕ. Что означает для вас с точки зрения этих позиций Год исламской солидарности, объявленный в нашей стране в нынешнем году?

— Любое мероприятие международного масштаба — культурное, спортивное, научное или какое-либо другое — по сути можно расценивать как политическое. В нем участвуют разные страны, представляющие свою культуру, науку, экономику и т.п., а мы, как хозяева, проводя форумы, конкурсы, конференции, в свою очередь представляем политику, которую ведет наша страна. Состоявшиеся в 2015 году в Азербайджане Евроигры, а до этого песенный конкурс «Евровидение», в котором наша страна последние годы принимает активное участие, доказали, что мы можем организовать столь глобальные масштабные мероприятия на высочайшем уровне. Теперь мы готовимся к проведению Исламских игр, которые состоятся в ближайшее время. Тем самым проявляем свою толерантность, открытость миру.

— Почему это важно?

— Я вам отвечу как политик. В Совете Европы обсуждаются доклады, посвященные ксенофобии, исламофобии — явлениям, которые преобладают в разных странах и очень мешают их развитию, а также содружеству, взаимопониманию, сотрудничеству между государствами. А ведь главная задача СЕ — создание Большого европейского дома, где торжествуют мир, солидарность, дружба. В этом отношении Азербайджан может быть эталоном, образцом того, как надо вести государственную политику в этой сфере в странах, отличающихся полиэтничностью. Мне не очень нравится слово «толерантность», основной смысл которого терпимость. Наша политика вовсе не заключается в том, чтобы соседствующие друг с другом народы мирились с присутствием друг друга. Наша политика нацелена на то, чтобы обеспечить каждому из этносов равные права в обществе — право избирать и быть избранным, развивать свою культуру и язык, словом, во всем, что входит в понятие «права человека».

Проведение Исламских игр в нашей стране — это еще один факт открытости Азербайджана как христианскому, так и исламскому миру. Главная наша задача — быть мостом между Востоком и Западом.

— Помните у Киплинга: «Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и вместе им не сойтись». А может, и не надо?

— Мир стал очень хрупким. Это касается взаимоотношений и между мировыми державами в том числе, что в свою очередь чревато большой опасностью для планеты. Поэтому такого рода мероприятия, как Евроигры или Исламские игры, где помимо спортивной составляющей проводятся и культурные встречи, научные конференции, политические дискуссии, позволяющие собирать за одним столом представителей многих стран, способствуют миру и взаимопониманию. Так что хотим мы этого или не хотим, мы — и Запад, и Восток — должны делать все возможное для сохранения мира. Я опять вернусь к тому, что наша страна может быть признана образцом взаимоотношений с другими государствами. Поясню на примерах. В Азербайджане, в стране мусульманской культуры, в прошлом веке появились симфоническая музыка, мугамная опера, объединившая традиции классической восточной и европейской музыкальных культур. Или джаз, появившийся у нас в 30-х годах прошлого века и ставший мировым достоянием, поскольку это был синтез афроамериканской музыки и азербайджанской народной. Мир от такого взаимовлияния только выиграл, не так ли?

— Как вы считаете, что должно быть приоритетом для такого рода международных форумов — борьба с исламофобией, развитие исламских стран, выработка ими общей точки зрения по наиболее актуальным вопросам?

— Безусловно, все эти темы важны. Скажу только об исламофобии, которая, на мой взгляд, возникла как следствие преднамеренно созданной идеи о так называемом исламском терроризме, в целях разделения конфессий и народов, принадлежащих к одной из них. Ислам — религия добра и мира, и связывать терроризм с ней — просто чей-то политический заказ.

Мне как человеку, посвятившему свою жизнь культуре, кажется гораздо более целесообразным знакомить народы с культурными ценностями друг друга. Именно через культуру люди познают других людей, их жизнь, традиции и ментальность. Есть страны, больше нашей по территории, скажем, Россия, США, есть крупнее демографически — Китай, например, есть отличные по другим признакам — по экономическому или военному потенциалу. Но нет страны, которая могла бы соперничать с нами по культуре, поскольку она уникальна. В средние века исламский мир был центром развития науки и культуры всего мира. Понятие «исламская культура» не означает религиозный характер культуры, он лишь говорит о том, что это культура стран, исповедующих ислам. Причем речь идет не только о литературе и искусстве, но и о науке. В этом наше своеобразие, с которым надо знакомить мир. Мы и так уже неотъемлемая часть европейских экономических отношений, как и Южно-Кавказского региона. Без нашего участия сегодня невозможна реализация многих проектов мирового масштаба. Но все-таки именно культура — приоритет для построения наших отношений, как со странами исламского мира, так и всего мира в целом. Она — обязательная, если не главная составляющая нашего сотрудничества сегодня и на будущее. В 90-х годах в Списке памятников мирового культурного наследия ЮНЕСКО Азербайджан был представлен всего двумя экспонатами — Ичеришэхэр и Девичьей башней. За последние годы, к счастью, сделано многое: сегодня в этом списке в разных номинациях более десяти названий. Тесное сотрудничество с ЮНЕСКО позволяет нам знакомить со своей культурой другие страны и народы. Это в свою очередь создает перспективы для взаимодействия, установления новых связей и контактов и в других направлениях сотрудничества. Причем в этом отношении у нас существуют прекрасные традиции. Скажем, в Азербайджане в XIII веке существовала Марагинская обсерватория, созданная Насреддином Туси. Практически академия, в которой вместе работали ученые из 30-40 стран, и не только исламских, но и христианских. Вот эту традицию надо обязательно развивать.

— Исламские игры — это, конечно, не только спорт. Какие будут встречи в Музее, которым вы руководите, что можно ждать, как говорят сейчас, «на полях» этих Игр?

— Мы, ученые, ждем очень многого от майских мероприятий. И скажу еще об одном аспекте, представляющем большой интерес. Речь идет о поиске рукописей неизвестных азербайджанских авторов, которые могут оказаться в любой из восточных и даже европейских стран. Как известно, статусным языком науки в средние века на Востоке был арабский язык, а литературы — фарси. Принято считать, что в Азербайджане была очень развита только поэзия, а вот про прозу этого нельзя сказать. Так вот в Британском музее была обнаружена рукопись на фарси, которая называлась «1001 ночь». Особого интереса она не вызывала, поскольку считалась одной из версий знаменитых сказок.

Однако при внимательном изучении выяснилось, что это одно из прозаических произведений нашего соотечественника, учившегося вместе с Низами, Абубекра Хосрова ибн аль Устада, и называется повесть «Муниснаме» — «Повесть о сердечном друге». Мой научный руководитель Газанфар Aлиeв, защитивший диссертацию по теме «Персоязычная литература Индии», был в этой стране. Будучи в гостях у одного любителя литературы, он имел возможность в течение 2-3 часов ознакомиться с его коллекцией древних рукописей. Среди них он обнаружил несколько произведений, авторами которых были азербайджанцы. Определить это было просто: написанные на фарси, они согласно канонам заканчивались именем автора — Ширвани, Бакуви, что говорило само за себя. Но то были советские времена, и получить микрофильм с рукописью было далеко нелегким делом. Сейчас все иначе. Однако такие встречи в нашем музее и в других местах, которые в рамках Исламских игр пройдут с представителями интеллигенции, дадут очень многое. Ведь такие поиски необходимы не только нам. Институт рукописей, находящийся в центре Баку, — сокровищница произведений восточных авторов — из Средней Азии, Ирана, Турции и др. Это все — великое достояние каждого народа, и объединить усилия в такой деятельности дорогого стоит. И еще раз повторюсь: сотрудничество культур открывает широчайшие пути для взаимообогащения.

Азербайджанские известия.- 2017.- 20 апреля.- С.1-2.