Эльнур МУСТАФАЕВ, генеральный директор компании «SOCAR Methanol MMC»:«Мы имеем выгодные позиции на рынках стран Черноморского и Средиземноморского бассейнов»

С недавнего времени в Азербайджане введен в эксплуатацию завод по производству метанола. Более подробную информацию о деятельности предприятия Biznesinfo.az приводит в интервью с Эльнуром МУСТАФАЕВЫМ, генеральным директором «SOCAR Methanol MMC», являющейся дочерней структурой Госнефтекомпании Азербайджана.

— Ваш завод по производству метанола является единственным на Южном Кавказе. Что несет в себе этот статус?

— Для начала хочу уточнить, что наш завод — это первое в регионе предприятие газохимической отрасли. Вы верно заметили, что мы единственный такой объект по переработке газа не только в Азербайджане, но и на всем Южном Кавказе. Важно даже не то, что мы единственные в регионе, а то, что мы органичная часть развивающегося нефтегазохимического комплекса Азербайджана, который формируется уже более 150 лет. Благодаря успешной реализации нефтегазовой стратегии общенационального лидера Гeйдapа Aлиeва президентом республики Ильxамом Aлиeвым современный Азербайджан уверенно и стабильно развивается, находится в авангарде важных мировых процессов, в том числе в области добычи и переработки газа. Успешная работа нашего завода — это скромный вклад в достижение этой цели. Должен отметить, что сегодня основными производителями метанола в мире являются страны Ближнего Востока, Латинской Америки и Китай. На сегодняшний день в мире действует около 90 заводов по производству метанола, с суммарной производительностью до 110 млн тонн в год. Мы в этом гигантском объеме, который называется мировым рынком метанола, имеем достаточно выгодные позиции на рынке стран Черноморского и Средиземноморского бассейнов — Турция, Греция, Болгария, Украина, Румыния и Израиль. Азербайджанский метанол по качеству отвечает всем международным требованиям, при этом наш продукт может быть доставлен потребителям на рынок быстрым и эффективным способом. Помогает в этом находящийся в Кулеви нефтеналивной терминал, который ежемесячно может перевалить до 60 тыс. тонн метанола.

— Для каких целей страны закупают метанол?

— Страны — импортеры метанола закупают его для последующих этапов переработки природного газа, с целью производства изделий конечного спроса. Чем глубже переработка, тем больше возможности производить добавочную стоимость и соответственно получать маржу на каждом этапе переработки. Поэтому мы, понимая целесообразность этого, стратегически нацелены на углубление переработки природного газа. То есть к переходу от производства метанола к производству, например, топливных добавок, к промышленным и бытовым растворителям, краскам, лакам, смолам и другому. Это одно из стратегических направлений нашего развития как бизнес-структуры, нацеленное на укрепление внутреннего и экспортного потенциала.

— Что вы можете сказать о локальном рынке потребления метанола?

— Несмотря на то, что объем внутреннего рынка пока слишком далек от потребностей внешнего, тем не менее, он существует и он очень важен для нас. Внутренний рынок динамично развивается. В обозримом будущем объем реализации нашего метанола внутри страны многократно возрастет. Наша конкретная задача состоит в том, чтобы с 2019 года нарастить реализацию на локальном рынке вдвое.

— Борьба с производственным браком — стратегически важная задача любого предприятия. Что вы предпринимаете для исключения несоответствия международным стандартам качества?

— Наша приоритетная задача — ноль брака на производстве. Каждая партия готовой продукции у нас сертифицируется, регулярно проверяется внутренней заводской лабораторией. Более того, на регулярной основе, по нескольку раз в сутки, мы лабораторно проверяем качество и параметры используемого сырья и материалов, а также первичной и конечной продукции. Но, помимо этого, качество производимой продукции перепроверяется и выдается соответствующий сертификат со стороны независимой международной инспекционной компании. Они подтверждают качество согласно международным нормам и методам проверки.

— Успех любой компании во многом зависит и от кадров. Что вы можете сказать о трудовом коллективе завода?

— Несмотря на некоторые сложности в прошлом, нам удалось сохранить практически весь трудовой коллектив и сегодня текучесть кадров на низком уровне. Нами были предприняты адекватные меры для повышения мотивации сотрудников. Мы делаем ставку как на высококвалифицированных, опытных, так и на молодых и динамично развивающихся специалистов. У нас на заводе созданы здоровая рабочая атмосфера и эффективная комбинация молодых и опытных специалистов. Наши высококвалифицированные специалисты имеют опыт работы не менее 20 лет на производстве в области механики, энергетики, автоматики, управления производственными процессами. А молодые специалисты, в свою очередь, мотивированы и горят желанием работать на благо предприятия и страны.

— Как повышаете квалификацию сотрудников?

— Прежде всего это обучение на рабочем месте, мы ставим задачу перед опытными специалистами передавать навыки работы и свои знания молодежи и поощряем этот процесс. Помимо этого планируем повышать квалификацию сотрудников как за рубежом, так и у себя с привлечением международных тренеров. Кроме того, наши сотрудники регулярно участвуют в различных конференциях. Технологию и оборудование можно купить, но для того, чтобы их использовать, нужны мотивированные, образованные и ответственные специалисты, находящиеся на «своих» местах. Только в этом случае будут результаты.

— Бытует мнение, что современные технологии позволяют экономить деньги. Если это действительно так, что вы для этого предпринимаете?

— Да, действительно это так. Например, мы одними из первых в стране начали последовательно применять перспективные технологии по выявлению неорганизованных выбросов. Это инновация, основанная на использовании тепловизионного оборудования, которое позволяет обследовать и выявить утечку на молекулярном уровне на каждом индивидуальном соединении. Когда эта процедура происходит на регулярной основе, экономические потери в результате утечек и рисков аварийных ситуаций значительно сокращаются. Второе направление — это регулярное применение методов неразрушающего контроля (non destructive testing) для точной и своевременной оценки технического состояния оборудования с тем, чтобы спланировать соответствующие ремонтные работы — от ежедневного ухода до капитального ремонта. Мы решительно перешли от старой концепции «латания дыр», когда выполняются ремонтные работы после возникновения проблем, к подходу на основе профилактики и предотвращения аварийных ситуаций посредством применения специальных современных методов.

— Вы уже озвучили свои стратегические задачи — это выпуск изделий конечного спроса и ноль аварийных ситуаций. Какая задача еще стоит перед предприятием?

— Третья стратегическая задача — повышение эффективности и производительности. То есть произвести как можно больше метанола из одной тысячи кубометров природного газа. В этом году мы планируем произвести 250 тыс. тонн метанола. Это в два раза больше, чем за любой из предыдущих годов. И это только «разминка». Исходя из стабильного роста мирового спроса на наш продукт, в ближайшие сроки мы планируем увеличить объем производства и довести его до 500 тыс. тонн в год, а производительность — до 90%.

— А какие производственные возможности у завода?

— Максимальная производительность завода составляет 650-700 тыс. тонн в год. При этом важно, как часто завод будет останавливаться на ремонт. Поэтому увеличение временной дистанции (пробега) между ремонтными периодами является нашей стратегической задачей в вопросе повышения производства. Чем продолжительней межремонтный пробег, тем больше продукции.

— Какие у предприятия планы на ближайшую перспективу?

— В ближайшем будущем собираемся приступить к производству перспективных изделий конечного спроса на базе метанола. Соответственно, производимых под брендом SOCAR, для реализации на внутренних и внешних рынках, с маркировкой «Made in Azerbaijan».

Азербайджанские известия.- 2017.- 22 августа.- С.1-2.