Азербайджанская кяманча, итальянская пицца и… армянский «Кочари»
В Список всемирного
наследия ЮНЕСКО включены еще два образца нематериальной культуры Азербайджана
Стартовавшая 4 декабря на острове Чеджудо (Южная Корея) 12-й сессия Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, как и все предыдущие, вновь оказалась в центре всеобщего внимания. Особенно тщательно за ее ходом следили и у нас. И не зря. Список ЮНЕСКО пополнился сразу номинантами, заявленными Азербайджаном, — «Изготовление струнного музыкального инструмента кяманчи и исполнительское искусство», а также «Традиции приготовления и подачи долмы».
Как известно, ровно 45 лет назад, ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. И уже с 1975-го Комитет всемирного наследия проводит сессии, на которых присуждается «статус объекта всемирного наследия». А в 2003 году в качестве аналога Списку всемирного наследия, включающему в себя объекты материальной культуры (памятники исторической, культурной или природной значимости), была принята Конвенция по защите нематериального культурного наследия и учрежден соответственный репрезентативный реестр. Их пополнение происходит на основе рассмотрения представленных странами заявок.
После присоединения к обоим этим документам такое право получил и Азербайджан, чем мы не преминули воспользоваться. В 2000 году на 24-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в список был занесен первый объект, находящийся на территории Азербайджана, — «Крепостной город Баку с дворцом Ширваншахов и Девичьей башней», а в 2007-м его пополнил еще один объект — «Гобустанский культурный ландшафт с наскальными рисунками». Еще более широким оказалось наше представительство в Списке всемирного наследия нематериальной культуры. В него вошли азербайджанский мугам, традиции приготовления и подачи лаваша, медницкое ремесло села Лагидж, ашугское искусство, праздник Новруз, искусство ковроткачества, искусство игры на таре, келагаи и човган — традиционная игра в мяч на карабахских лошадях. И вот теперь — музыкальный инструмент кяманча и приготовление национального блюда «долма».
Включение национальных образцов культуры во Всемирный список наследия ЮНЕСКО и престижно, и очень важно с точки зрения их сохранения. Последнее — прежде всего потому, что налагает особую ответственность на государство в бережном к ним отношении и, конечно, сохранении, попадает под защиту авторитетной международной организации, предусматривающей даже их включение, в случае необходимости, в перечень нуждающихся в срочной охране, как это произошло, в силу известных причин, с нашим човганом. Что же касается престижа, то тут все понятно: нахождение в Списке всемирного наследия — это, по существу, оценка вклада конкретной страны в развитие цивилизации человечества. Собственно, именно это обстоятельство порождает нередко споры между соискателями за право первообладания тем или иным объектом или образцом культуры.
В ряде случаев эксперты ЮНЕСКО предлагают объединить заявки двум или нескольким странам, если речь идет о явлении, имеющем широкое региональное распространение, как это было, скажем, с праздником Новруз, или сейчас, когда кяманча была включена в список по совместному представлению Азербайджана и Ирана. И то, что какой-то образец культуры считают своим разные народы, должен, по идее, стать фактором их объединения, а не разъединения. Однако на деле это происходит далеко не всегда. В ситуации с нами, когда армяне с упорством, достойным лучшего применения, пытаются присвоить наши культурные ценности, будь то произведения искусства или блюда национальной кухни, тоже представляющей собой явление культуры, подобное происходит регулярно. В ЮНЕСКО подобные притязания удается пресекать, как это было с пресловутыми лавашем и долмой. Но, к сожалению, не всегда. Вот и сейчас в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО оказался включенным… армянский танец «Кочари». И никого, похоже, ничуть не смутило ни его название, ни само содержание.
И подобное происходит не только в рамках ЮНЕСКО, и не только
с нами. Примеров тому — великое множество. Чего только стоят притязания армян
на знаменитую «Лезгинку», которую, ничтоже сумняшеся,
они также объявили древним армянским танцем. Такие факты столь часты, что
ничего, кроме насмешки, уже и не вызывают. Однако на деле все совсем не смешно.
И именно об этом на недавней конференции «Французский опыт географических
показателей в Азербайджане» говорил председатель Госкомитета по стандартизации,
метрологии и патентам Рамиз Гасанов. «Азербайджанские
бренды продуктов питания, в частности вин, — отметил он, — присваиваются и
используются производителями разных стран. Но самая большая угроза кражи
азербайджанских брендов исходит от Армении. В частности, она производит и
экспортирует вино под названием «Агдам». Для предотвращения кражи
азербайджанских брендов, заявил Гасанов, принимаются соответствующие меры.
Однако, признался он, противостоять подобным попыткам
из-за отсутствия международного механизма чрезвычайно сложно.
Лейла ГАДЖИЕВА
Азербайджанские
известия.-2017 - 9 декабря. - С. 3.