Связь на протяжении веков
Книга «Удины.
История. Современность.
Материальная и
духовная культура» — увлекательный проводник по миру этнической истории
Монография «Удины. История. Современность. Материальная и духовная культура» Р.Гусейнзаде и Г.Джавадова увидела свет вторым изданием. Первое, на азербайджанском языке, выходило дважды — в 1996 и 1999 годах. Появление этой книги теперь и на русском вызвало не меньшее внимание читателей, чем в прошлые годы.
Этот интерес не случаен. Удины — одно из албанских племен, представители которого уже три тысячи лет проживают в селе Нидж. Оно расположено рядом с городом Габала — столицей древнего Албанского царства, одного из самых долго существовавших (более 1000 лет!) государственных образований на территории не только Азербайджана, но и всего Кавказа с IV века до н.э. до начала VIII века н.э.
Как пишут авторы во введении к своему труду, они посвятили свою книгу удинам — одному из многочисленных национальных меньшинств Азербайджана, прошлое и настоящее которых тесно переплелось как с азербайджанской землей, так и с азербайджанцами и другими этносами, издавна живущими в нашей стране.
Два профессора-историка, одной из тем исследований которых долгие годы была этническая история, обобщили в этой научной работе результаты своих полевых работ, материалы письменных источников и специальной литературы. Причина их погружения в прошлое и настоящее древнего народа актуализировалась событиями первых лет после распада большой страны. Огромный интерес к национальной истории, рост самосознания народа, его стремление лучше познать тех, кто долгие века живет рядом, — и все это на фоне карабахского конфликта — требовало научного осмысления. К тому же покойный профессор Гамаршах Джавадов и его ныне здравствующий коллега Рауф Гусейнзаде, будучи зрелыми людьми и подлинными учеными, хорошо понимали, что традиции толерантности, свойственные азербайджанскому народу, следует сохранять и развивать. А лучшего способа, чем сделать это, рассказав о малых этносах, ученые не видели. Удины — этнос, отличающийся как конфессионально, так и по языку, был в этом плане весьма интересным материалом. Впоследствии у Г.Джавадова выйдут еще две монографии «Малочисленные народы и национальные меньшинства Азербайджана» (2000) и «Талыши» (2004).
Особенно важным было то, что уже в первом издании ученые особое внимание обратили на так называемый армянский след в истории удин, в то время практически неизвестный широкой общественности. Речь шла прежде всего об антиалбанской деятельности армян. Как пишут авторы, под давлением политико-конфессиональных обстоятельств пошел обвальный процесс григорианизации и арменизации «иноверцев» — албан-христиан. Одновременно армянская церковь захватила и присвоила 10 албанских монастырей в Иерусалиме. Об этом известно от современника той аннексии Моисея Утийского, перечислившего их названия в своей книге «История албан». Эчмиадзин последовательно продолжал наступление на отдельный албанский (гандзасарский) католикосат, до начала XIX сохранявший относительную независимость. В 1836 году по решению Русской православной церкви и кабинета министров России албанская церковная организация и католикосат в том числе были упразднены, а все имущество -монастыри, библиотеки и вся паства — перешли под юрисдикцию Эчмиадзина. Почему это было важно в начале 90-х годов прошлого века и продолжает сохранять актуальность сегодня? Дело в том, что подробное научное исследование вопроса арменизации албан доказывает: так называемое «армянское население» Арцаха, то есть Нагорного Карабаха, пишут авторы книги «Удины», — это на самом деле арменизированные, то есть подвергнутые этноциду, потомки албан. Не случайно до настоящего времени между армянами Нагорного Карабаха и Армении царят далеко не родственные отношения, о чем в очередной раз мы услышали из уст члена правления «Армяно-азербайджанской гражданской платформы мира» Риммы Саркисовой, приезжавшей в Баку для участия в международной конференции «Азербайджанская модель мультикультурализма: этнокультурное многообразие». А самих карабахских армян их ереванские «сородичи» и сейчас именуют не иначе, как «шуртвац», то есть «перевертыши».
Что касается современных удин, сумевших сохранить древнее самоназвание, то выводы ученых однозначны: «Удины по своему происхождению и остальным параметрам не имеют никаких связей с армянами — ни в этническом, ни в историческом, ни в территориальном, ни в культурном, ни в конфессиональном, ни в каком-либо ином отношении».
Книга заинтересует всех, кто увлечен историей своей земли, став для любознательного читателя замечательным проводником.
Элеонора АБАСКУЛИЕВА
Азербайджанские
известия.-2017 - 21 декабря. - С. 3.