Людмила СУХОСТАТ, лауреат
президентской премии для молодежи в 2017 году:
«Награда президента — это хороший старт и большая ответственность»
В двадцать лет с незаконченным высшим образованием Людмилу СУХОСТАТ пригласили работать в Институт информационных технологий НАНА, где она была на практике. Она очень удивилась, и поскольку дело было летом, тут же приступила к своим обязанностям. Сегодня Людмила — старший научный сотрудник, автор и соавтор 25 печатных работ, пишет дикторскую диссертацию. Как и над чем работает молодой ученый? Об этом и многом другом она рассказала в беседе с корреспондентом «Азербайджанских известий» Элеонорой АБАСКУЛИЕВОЙ.
— Вас не удивило, что вас, студентку второго курса, пригласили на работу в академический институт?
— Удивило не то слово. Я даже не знаю, как описать состояние, в котором я тогда находилась. Наверно, все-таки неожиданность. Я ведь пришла просто на двухнедельную практику и думать не думала ни о какой работе: впереди были два курса бакалавриата, а потом два года магистратуры. Так что времени задуматься о будущем у меня было много. И тут вдруг Ядигар муаллим, заведующий отделом информационной безопасности, где я проходила практику, говорит мне: «Ты не хотела бы у нас работать?». Дома тоже очень удивились, но решили, что это хороший шанс для работы по специальности. Так началась моя трудовая деятельность. Параллельно с удовольствием училась на факультете экономики, международных экономических отношений и менеджмента в Нефтяной академии, да и специальность «математическое моделирование» мне очень нравилась. Не знаю, можно ли так сказать про информатику, но я люблю писать программы. А в отделе мне предложили писать программы по распознаванию образов, чем я и занялась, будучи сначала лаборантом, а потом, после окончания бакалавриата, программистом. Занималась и занимаюсь исследованиями в области информационной безопасности и биометрических технологий.
— Что это за исследования? И какова их цель?— Если говорить популярно, то речь идет об идентификации личности по голосу. По сравнению с другими биометрическими системами системы распознавания диктора имеют ряд преимуществ: бесконтактная природа получения образцов речи, низкая стоимость оборудования для сбора речевых образцов, наличие большого количества речевого материала в каналах связи и т.д.
В отличие от других биометрических технологий, которые в основном основаны на изображении и требуют дорогостоящего оборудования — такого, как датчик отпечатков пальцев или сканер радужной оболочки глаз, системы распознавания диктора предназначены для использования практически любых стандартных телефонов или телефонных сетей общего пользования.Умение работать со стандартным телефонным оборудованием позволяет поддерживать широкий спектр биометрических голосовых приложений в самых разных условиях.В нашем институте на протяжении нескольких лет проводятся исследования в области распознавания личности по голосу. Целью исследований является создание простой и удобной автоматической системы распознавания диктора. И хотя эти системы по показателям точности распознавания личности уступают другим видам биометрических технологий, тем не менее нельзя не учитывать того, что голос содержит богатую информацию о личности человека. Это связано с высокой восприимчивостью технологий распознавания диктора к различным видам изменчивости в характере его произношения, каналах связи, окружающей среде.
— А для чего это нужно? И где эти данные могут быть применены?
— Сегодня эти системы распознавания диктора очень нужны, поскольку находят широкое практическое применение: контроль прав доступа к различным системам, банковские услуги по телефонной сети, информационные услуги, речевая почта, даже в криминалистической экспертизе. Отсюда тот большой интерес к автоматическим системам распознавания по голосу, которые обусловлены наличием широкого круга практических приложений, требующих подтверждения подлинности личности. Автоматически распознавать говорящего приходится довольно часто, учитывая широкое развитие информационных технологий. Это необходимо при доступе к базам данных, банковским счетам, вычислительным системам, контроле над транспортными средствами, при установлении аутентичности звукозаписи, определении лингвистического содержания речевого сигнала, влиянии факторов ситуации речевой коммуникации и др. Эти системы используются для распознавания подлинности диктора, когда по телефону получают баланс банковского счета, оплачивают услуги и т.п.
При автоматическом распознавании диктора речевой сигнал обрабатывается, чтобы извлечь характерную информацию о говорящем. В результате создается его идентификатор, который не может быть воспроизведен никаким другим источником, кроме оригинала. Это делает процесс распознавания безопасным способом аутентификации пользователей — в отличие от паролей или токенов голос не может быть украден, продублирован или забыт.
О важности подобного рода исследований говорит интерес, который проявляют крупные исследовательские и коммерческие организации к разработкам систем верификации (проверка с помощью доказательств, каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными эталонными или эмпирическими данными, алгоритмами и программами) и идентификации личности. Свидетельство тому — большое число публикаций в научных журналах и доклады на научных конференциях, посвященных этой теме, а также конкурсы по системам распознавания диктора.
— Два года назад вы защитили диссертацию. Какова ее тема и что нового вы внесли в науку этой работой?
— Тема моей кандидатской диссертации — «Разработка методов и алгоритмов для синтеза систем биометрической индентификации личности по голосу». Я уже говорила о достоинствах и несовершенствах автоматических систем распознавания по голосу, но есть выход и из этой ситуации — создание синтеза системы на основе разработанных методов и алгоритмов. Вот этим я и занимаюсь. Суть и практическая ценность моей диссертации заключаются в том, что мои разработки повышают точность биометрической системы распознавания личности по голосу. Кроме того, была собрана речевая база для азербайджанского языка AZ-SRData (AZerbaijani language Speaker Recognition Data). Полученные результаты могут быть применены в области информационной безопасности к системам биометрической аутентификации. В этом фактическая новизна того, чем я занимаюсь. Сейчас это — разработка методов интеллектуального анализа «больших» данных (Big data) для обеспечения информационной безопасности, методов обнаружения кибератак в информационной инфраструктуре, киберфизических системах. Примерами киберфизических систем являются роботы, медицинские имплантаты, беспилотники, самоуправляемые автомобили и др.
— Вы поддерживаете контакты с зарубежными коллегами, следите за новостями в области, которой занимаетесь?
— Без этого сегодня в науке невозможно. Я не однажды выступала на международных и республиканских конференциях. Одна из последних — XII международная научно-практическая конференция «Распознавание-2015» в Курске. Пишу и на английском языке.
Очень много дает для повышения квалификации общение, хоть и виртуальное, с высокопрофессиональными, талантливыми учеными, такими как профессор С.А.Субботин (завкафедрой программных средств Запорожского национального технического университета, Украина), доцент В.В.Золотарев (кафедра безопасности информационных технологий Сибирского государственного аэрокосмического университета им. акад. М.Ф.Решетнева, Россия), Ph.D. Arash Habibi Lashkari (Университет Нью-Брансуик, Канада), профессор Tae Woon Kang (National Research Foundation, Корея), которые проводят исследования в области информационной безопасности. Мои работы цитируются в научной печати за год 3-4 раза, что прибавляет новых контактов с учеными из других стран.
— Как удается добиваться таких результатов?
— Работой. Я дважды получала гранты Фонда развития науки при президенте Азербайджана. И это тоже очень ответственно — ведь тебе доверяют и поддерживают.
— Что вы почувствовали, узнав о награждении президентской премией как отличившейся в сфере науки?
— Для меня это стало большой честью. Такое внимание руководства страны к молодежи, поддержка ее начинаний, оценка работы стимулируют молодые научные кадры на творческие успехи. Премия — это хороший старт и обязательство к дальнейшему росту.
Азербайджанские
известия.- 2017.- 23 февраля.- С.1, 3.