Простая история степняка

Авторитетный международный журнал Cult Critic

the Film Magazine назвал фильмом месяца

азербайджанскую ленту «Чюлчц»

 

Снятый еще в 2012 году режиссером Шамилем Aлиeвым фильм «Чюлчц» («Степняк»), уже успевший завоевать немало призов престижных кинофестивалей, и сейчас, по прошествии пяти лет после выхода в свет, продолжает собирать награды. Последняя из них — звание фильма месяца, которым его удостоил весьма популярный в мире кино международный интернет-журнал Cult Critic the Film Magazine. Решение жюри издания, в состав которого входят известные кинокритики и деятели киноиндустрии, обосновал пространной рецензией главный редактор Cult Critic the Film Magazine, а также основатель и издатель журнала Metamodern Magazine Эрик Джикс. И его анализ и оценка работы азербайджанских кинематографистов, конечно, заслуживают того, чтобы быть представленными и нашему читателю с небольшими сокращениями.

Фильмом месяца нами была выбрана картина азербайджанского кинорежиссера Шамиля Aлиeва «Степняк». Это история человека без имени, история того, кто на бескрайних равнинах ведет борьбу за выживание. Автор сценария этой простой, казалось бы, незатейливой и вместе с тем великолепно преподнесенной повествовательной истории из Азербайджана — Видади Гасанов. Главные роли исполнили Бахруз Вагифоглу и Саломе Демурия.

86-я ежегодная премия Американской киноакадемии отметила эту работу в шорт-листе как лучший фильм, снятый на иностранном языке. Фильм начинается со стремительно приближающегося поезда, пересекающего сельскую равнину. Камера уводит зрителя в бескрайнюю степь. Сюжетная линия фильма берет свое начало темной дождливой ночью, когда мальчик старается разбудить своего отца. В эту ночь любимой верблюдице мальчика пришло время родить.

Отец и сын живут в старой хижине, крыша которой покрыта камышом, а стены оштукатурены. Аутентичность дизайна хижины и загона спланирована и передана в высшей степени натурально и убедительно. Это скромный одинокий дом, отмеченный печатью отсутствия женской руки, но на фото, спрятанном в сундуке, изображена женщина, очевидно, мать мальчика, которой уже нет с ними.

Жизнь в степи незатейлива и без прикрас, а потому и развлечения тут требуют большого воображения. Тихими долгими вечерами отец, являющий собой образец жителя степи, рассказывает мальчику различные истории, и среди них почти пророческая история встречи молодого человека с девушкой по имени «Шанапипик», что означает «птица Удод».

Отец зарабатывает на жизнь себе и сыну тем, что разводит в своем хозяйстве верблюдов. Жизнь в степи полна тягот, но отец владеет железной волей и воспитывает сына в строжайшей дисциплине, прививая и передавая тому все навыки и знания далеко нелегкой степной жизни. Показав всю тяжесть и рутинность их повторяющегося изо дня в день быта, режиссер виртуозно проводит нас сквозь время. И вот мы видим на экране уже повзрослевшего и возмужавшего молодого человека — настоящего степняка. Наш безымянный степной герой становится достаточно взрослым, чтобы продолжить дело отца, здоровье которого слабеет с каждым днем. И вот однажды, возвратившись домой с пастбища, он находит отца смиренно сидящим на скамейке. Отец умер…

Оставшись один на один с предстоящей нелегкой встречей с новым и неизведанным им пока еще миром, Степняк отправляется в город, где ему, конечно, нет места. А вернувшись домой, находит молодую женщину, спящую на сеновале за хижиной. Озадаченный и смущенный одновременно, он не решается прервать сон девушки и гонит верблюжье стадо на пастбище. Возвратившись, видит, что девушка перемыла всю посуду и прибрала в доме. Эта дерзкая попытка вторжения в его одинокое убежище злит, раздражает и вместе с тем даже пугает молодого человека. И бередящие душу неизведанные пока еще чувства, навеянные рассказами отца в самом начале фильма и определившие собой формирование повести, теперь уже обретают и несут особую, я бы сказал, смысловую нагрузку.

Да, на первый взгляд это — обычный рассказ о любви, возникшей между городской девушкой и парнем, выросшим в степи, но при этом он описан и передан в уникальном, неповторимом ключе — они учатся жить вместе.

Девушка видит в нем человека, немногословного, не зависящего от материальной роскоши, довольствующегося только самым необходимым и черпающего силу для противостояния современному обществу в своей простоте, скромности и даже наивности. А он, в свою очередь, не может не замечать ее стремления упорно трудиться и жить в гармонии с природой, и потому его возникшее к ней сострадание растет и крепнет с каждым днем.

Большая часть фильма была снята в сельской местности с очень незначительной потребностью в декорационных изменениях и создании дизайна для драматических ситуаций и постановок. Сельская местность была великолепна сама по себе, и режиссер, используя свой несомненный дар и совершенное чувство меры, искусно и без претензий, бережно и мастерски перенес ее утонченную красоту на экран.

Темпоритм фильма выверен, он замедлен настолько, чтобы зритель в полной мере мог ощутить и охватить взглядом всю безмятежность и покой бескрайних лугов этой одинокой степи. Открытым финалом и загадкой для зрителя остается момент ожидания пробуждения от сна молодой женщины.

В полной мере ощущаются и опасность, и напряжение, и душевная боль, и вся та многогранная палитра чувств, блестяще переданные режиссером посредством блестящей актерской игры и всего визуального ряда. Неудивительно, насколько хорошо был принят этот фильм. Это погружение в особый мир и преподнесенная драма стали возможны благодаря великой режиссуре и профессиональной постановке, а также строжайшей самоцензуре в совокупности с мастерски выполненными освещением, операторской работой и монтажом.

 

Эрик ДжИКС

Азербайджанские известия.- 2017.- 17 июня.- С.3.