«Всегда любил свой Баку»

На музыке Тофига Гулиева выросло не одно поколение азербайджанцев

 

В блистательной плеяде азербайджанских композиторов ХХ века у Тофига Гулиева свое особое место. Его музыка — не только песенная, все его многожанровое творчество, включающее и классические произведения, но песенная — особенно, навечно вошла в Золотой фонд национального искусства. 7 ноября Тофигу Алекпер оглу Гулиеву исполнилось бы сто лет.

В советские времена дата рождения Тофига Гулиева была еще одним поводом рассказать о нашем выдающемся музыканте. Существовавшая в газетах рубрика «Ровесник октября» была призвана через ее наиболее выдающихся героев показать роль революции и установленного после нее политического строя в судьбах людей. Тофиг Гулиев для этой цели подходил едва ли не более чем кто-либо. Автор ряда симфонических произведений, кантат, фортепианных сочинений, более 200 прекрасных и запоминающихся песен (песни, по меткому определению Кара Караева, были «лейтжанром творчества» композитора) и музыки к свыше 40 кинофильмам, а еще прекрасный пианист, дирижер, педагог, один из основоположников азербайджанской эстрадной и джазовой музыки, он, конечно, творчески в полной мере состоялся. Его успехи были высоко оценены и государством. Кавалер многих орденов, лауреат премии Ленинского комсомола, депутат Верховного Совета АзССР, народный артист, многие годы возглавлявший Союз композиторов Азербайджана, Тофиг Гулиев, казалось, получил от советской власти, все, что только возможно.

Как бы сложилась его судьба в иных условиях, трудно сказать. Но можно предположить, что выдающийся музыкальный талант, проявившийся с раннего детства, не позволил бы остаться ему без реализации. Да и интеллигентная семья: отец — инженер-экономист Алекпер Гулиев, мать Яхши ханым Махмудова, выпускница женской гимназии Гаджи Зейналабдина Тагиева и одна из первых азербайджанок-судей — тому бы немало способствовала. Достаточно сказать, что родители дали музыкальное образование всем своим семерым детям. Самым одаренным и успешным из них оказался Тофиг. И, можно думать, этот его незаурядный талант проявился бы при любых условиях. Тем более что и обласканность Тофига Гулиева властью — только внешняя сторона. Жизнь его была безоблачной далеко не всегда.

Впрочем, сам композитор считал такое положение вполне естественным. «У настоящих творческих людей, — говорил он, легкой жизни не бывает, и успех дается только самым ответственным, серьезным, трудолюбивым, и, конечно, талантливым». Таковым, по свидетельству тех, кто знал Тофига Гулиева, был и он сам. Можно сказать, что эти слова и есть его кредо жизни, равно как и другие, собранные к 95-летию композитора на сайте 1news.az в рубрике «Правила жизни» из его интервью разных лет. И в дни 100-летнего юбилея Тофига Гулиева они позволяют нам вновь открыть личность композитора, на музыке которого выросло не одно поколение азербайджанцев и которая по сей день остается в сердце слушателей:

«Я — человек, живущий музыкой, желающий создавать новые произведения.

В 1928 году отец отдал меня в двухлетнюю музыкальную школу при консерватории, где я учился с Кара Караевым, Джовдетом Гаджиевым, Аминой Дильбази. Нашим учителем был Асаф Зейналлы, которого мы очень любили, и он, надо отдать должное, отвечал нам тем же. Поэтому сейчас могу смело сказать — тем, что из меня получился композитор, я обязан именно Асаф муаллиму.

Музыка и содержание должны дополнять друг друга. Помню, однажды Асаф Зейналлы дал мне стихотворение Сабира «Мальчик и лед» и поручил дома положить его на музыку. На следующий день Асаф муаллим, прослушав мое произведение, удовлетворенно кивнул головой и заметил, что музыка и содержание должны дополнять друг друга. На перемене мои товарищи поздравили меня, а Кара Караев шутливо добавил: «Ты стал первым композитором в нашем классе».

Ничто не украшает творческого человека как индивидуальность. Автор должен быть узнаваемым, прежним и новым.

Всегда любил свой Баку, он вдохновлял меня на творчество на протяжении всей моей жизни. Я родился и вырос в Баку, который для меня всегда был и останется самым любимым и красивым городом в мире. Мое детство, юношеские и зрелые годы прошли в этом городе. А сегодня Баку для меня — город воспоминаний, где каждая улица, каждый дом напоминают о безвозвратно ушедшем прошлом.

Судьбе было угодно, чтобы мои песни исполняли Бюльбюль, Рашид Бейбутов, Шовкет Алекперова — мастера, которые рождаются раз в столетие. Меня с ними связывали не только творческие отношения, но и крепкая дружба. Я считаю их соавторами своих песен…

Должен сказать, что я с большим удовольствием писал музыку для кино.

Фильм — это плод совместного творческого труда многих творческих работников. И успех картины зависит от доверия, которое эти люди испытывают друг другу.

Одно из правил творческого человека — умение принимать критику.

Песня не должна восприниматься как легкий жанр.

Необходимо, что молодые авторы и исполнители вкладывали больше души и, если так можно выразиться, разума в свое искусство. Порой образцы современной азербайджанской, да и не только азербайджанской, эстрады как нельзя соответствуют определению «легкий жанр», создаются песни-однодневки, мелодии, которых при всем желании невозможно даже воспроизвести.

Всегда шагайте в ногу со временем, но не в ущерб музыке. Я не против современных технических возможностей, но только в том случае, если они помогают, а не заменяют собой исполнителя.

Состоявшиеся художники — люди образованные, эрудированные, обладающие вкусом — и это всегда проявляется в их творчестве.

Моя музыка в той или иной степени исповедальная, и она расскажет обо мне больше, чем любое интервью. Надо уметь просто слышать».

И, наконец, последнее: «Никогда не стремитесь к наградам — пусть они сами находят вас». Тофига Гулиева нашла высшая награда — любовь и почитание миллионов слушателей его прекрасной музыки.

 

Кямаля МУРАДОВА

 

Азербайджанские известия.- 2017.- 11 ноября.- С.3.