Иреван — наша историческая земля

 

Топоним и история древнего города свидетельствуют о его азербайджанской принадлежности

 

 

(Продолжение.

Начало в №82 за 31 июля с.г.)

 

 

Город Иреван, его богатое историческое прошлое, полное славных героических страниц, дороги для каждого азербайджанца. Будучи неотъемлемой частью Азербайджана во все периоды своего существования, Иреван оставил глубокий след в историческом прошлом нашей страны.

Об азербайджанской принадлежности города свидетельствует и его топоним. Территория расположения города Иреван, входившего в древний и раннесредневековый периоды в состав государств Урарту, Ахеменидов, Сасанидов, Арабский халифат, в средние века — Саджидов, Саларидов, Шеддадидов, Сельджуков, Атабеков, Хулагуидов, Джелаиридов и государства Тимура, всегда находилась в пределах Азербайджана. С момента создания азербайджанского государства Гарагоюнлу (1410-1468) данная территория, называемая Чухурсаад, получила еще более стремительное развитие.

Армянские историки, претендующие на историю древней Урарты, совершенно необоснованным образом увязывают название города Иреван с крепостью Эребуни или Ирпуни, возведенной в VIII веке до н.э. урартийским царем Аргишти I. Относительно происхождения топонима Иреван необходимо подчеркнуть, что слово Ир (Ер) не имеет никакого толкования на армянском языке. Ир (Ер) — древнее тюркское слово, означающее «сторона земли, смотрящая на солнце». По мнению некоторых исследователей, топоним Иреван включает в себя тюркское Ир — «солнечная сторона горы» и персидское Ван — «место». Более верным является отнесение топонима Иреван к древним тюркским теонимам (божественным именам), его идентификация с древнетюркским божеством Ир (Ер).

Армянский писатель Хачатур Абовян в своей статье «Краткая история города Иреван» отмечал, что армянские авторы вплоть до начала XIII века не упоминали о городе Иреван. Считая вымыслом увязывание названия города с именем армянского царя Ерванда и даже именем пророка Ноя, Абовян подчеркивал, что Иреван получил известность, начиная с 1441 года, то есть со времени правления Джахан шаха Гарагоюнлу. Абовян констатировал, что городом Иреван и прилегающими землями в различные периоды управляли тюрки — 10 пашей и 33 хана, включая и последнего иреванского сардара.

Армянский историк Арам Тер-Гевондян в своей работе «Армения и Арабский халифат», подготовленной на основе арабских источников, перечисляет города, расположенные на караванных путях, соединяющих Восток и Запад. Это Ардебиль, Тебриз, Барзаа (то есть Барда), Тифлис, Нашава (то есть Нахчыван), Дабил (то есть Двин) и другие. Иреван не упоминается, поскольку в период Арабского халифата такого города еще не существовало.

Османский путешественник Эвлия Челеби писал в своей «Книге путешествий», что в 810 году по хиджре (1407-1408 год христианского календаря.Ред.) один из любимцев эмира Тимура, купец Ходжа хан Лехичани, ступил на землю Иревана. «Он увидел плодородный край и поселился [здесь] вместе со всеми своими домочадцами. День ото дня он богател на выращивании риса и строил этот город».

Великий азербайджанский государь шах Исмаил Сефеви в 915 году по хиджре (1509/1510 г.) приказал своему везиру Ревангулу хану построить крепость на восточном берегу реки Занги. «Тот за семь лет воздвиг крепость и дал ей имя Реван». Впоследствии крепость Иреван превратилась в символ героической борьбы азербайджанского народа за свободу и независимость.

Иреван располагался в непосредственной близости от границ с Османским государством, поэтому шах Исмаил уделял особое внимание укреплению этого города. С этой целью в городе была построена еще одна крепость — Гарангуш. В XVI веке, во времена османских походов, Ибрахим Рахимизаде, который являлся секретарем османского султана, называл город Иреван «зеницей ока Азербайджанского владения».

В 1554 году, во время четвертого похода султана Сулеймана в Азербайджан, город Иреван подвергся очередному нападению со стороны османской армии. 10 июля, после разграбления областей Шораель и Шарабхана, османы подступили к Иревану. 18 июля османская армия заняла город. Османы полностью разграбили Иреван, разрушили дворцы, принадлежащие шаху Тахмасибу, его сыну и эмирам, уничтожили сады и огороды. Был разрушен и принадлежащий шаху сад Султанийе. Эвлия Челеби, побывавший в Иреване в 1647 году, отмечал, что «в городе было примерно 2600 домов». А французский путешественник Жан Шарден, посетив Иреван в 1673 году, упоминал о наличии в этой крепости около 800 домов, в которых живут исключительно представители рода Сефевидов.

Немецкий путешественник Гаспари Шиллингер, посетивший Иреван летом 1700 года, также подтверждает, что азербайджанские тюрки как в численном, так и в политическом отношении составляли подавляющее большинство в городе Иреван. «Внутри города Иреван (то есть в пределах крепостных стен. — Ред.) проживают только иранцы (азербайджанские тюрки. — Ред.), а в относительно крупном городском поселке (скорее всего речь идет об Учкилсе. — Ред.) и в других местах проживают армянские купцы и ремесленники, обслуживающие церковь. Они платят иранцам (азербайджанским тюркам.Ред.) подати».

В труде Мами-Клерака «История Ирана» содержатся сообщения как самого Мами-Клерака, так и миссионера Монье о населении Иревана. Миссионер Монье, побывавший в Иреване в начале XVIII века, а также Мами-Клерак, совершивший путешествие в Иреван в том же веке, отмечали, что армяне составляют одну четвертую часть, а азербайджанцы — подавляющее большинство населения города Иреван. Таким образом, их сообщения также подтверждают, что население Иревана состояло в основном из азербайджанских тюрков.

Иоганн Гильденштедт в своем труде «Путешествие по Кавказу в 1770-1773 годах» называл располагающуюся в Иреванском регионе область Памбак татарским округом, а также писал, что его население состоит из татар терекеме (азербайджанских тюрков.Ред.), но можно встретить и армян. Отмечая, что население Иреванского округа состоит из татар терекеме, российский путешественник немецкого происхождения пишет, что здесь располагается озеро Горча (Гёйча. — Ред.). Гильденштедт сообщает также, что округ Айрымлы граничит на юго-западе с Сомхетией и его население состоит из татар терекеме. Аналогично Гильденштедту Карл Герман в своем «Географическом и статистическом описании Грузии и Кавказа» также пишет, что население Иревана и Карса говорит на тюркском языке или тюркском диалекте татарского (азербайджанского.Ред.) языка, население Иревана, Айрымлы, Памбака состоит из татар терекеме.

В работе французского путешественника Гаспара Друвиля «Путешествие в Персию в 1812 и 1815 годах» Иреван называется большим городом, располагающимся на берегу реки Занги, которая вытекает из одноименного озера. Друвиль пишет, что эта территория долгое время была объектом спора между Турцией и Ираном, переходила от одного из этих государств к другому. Затем она перешла под контроль Ирана (имеется в виду Гаджарское государство. — И.М.) и управлялась ханом, называемым бейлярбеем. В крепости, вооруженной 60 пушками, располагались 3 регулярных полка и отряд конной артиллерии. Несмотря на то, что Друвиль ошибочно пишет о нахождении города Иреван в составе Гаджарского Ирана (в момент посещения Иревана Друвилем правителем независимого Иреванского ханства был Гусейнгулу хан.Ред.), оставленные им сообщения подтверждают, что эта территория, управляемая ханами, принадлежала азербайджанским тюркам.

Согласно русскому автору Николаю Дубровину, во всех ханствах Азербайджана татары (то есть азербайджанские тюрки.Ред.) составляли большинство населения, тогда как армяне только в 70-х годах XIX века стали большинством на территории бывшей «Армянской области». Эти слова также доказывают, что азербайджанские тюрки составляли большинство населения Иреванского ханства.

Оставившая ценные сообщения о народах Кавказа русская писательница Вера Желиховская писала, что на северо-восточном берегу озера Гёйча отсутствовало оседлое население, здесь проживали «татары-кочевники», с иранской же границы прибыли цыгане и курды. По ее словам, «Эривань по виду совсем татарский (то есть азербайджанский.Ред.) город». Данное сообщение также доказывает азербайджано-тюркскую принадлежность Иревана.

 

Байрамов О.

Азербайджанские известия.- 2018.- 2 августа.- С.2.