Иреван — наша историческая земля

 

Особая страница в истории древнего азербайджанского города — период, когда

он был столицей Иреванского ханства

 

 

(Продолжение.

Начало в №№82, 83 и 85 с.г.)

 

 

Город Иреван, его богатое историческое прошлое, полное славных героических страниц, дороги для каждого азербайджанца. Будучи неотъемлемой частью Азербайджана во все периоды своего существования, Иреван оставил глубокий след в историческом прошлом нашей страны. Особая страница в истории древнего азербайджанского города — период, когда он был столицей Иреванского ханства.

Город Иреван был столицей Иреванского ханства — одного из азербайджанских государств, созданных во второй половине XVIII века. Оно было создано на территории Чухурсадского бейлярбейства. Став столицей самостоятельного ханства, город Иреван получил еще большее развитие и превратился в один из крупных центров торговли и ремесла. Иреван граничил на севере с магалом Гырхбулаг, на западе и юге — с магалом Зангибасар, а на востоке — с каменными выступами горы Охчуберд, отделявшими его от магала Гарбибасар (Кёрпюбасар). Вместе с окружающими его садами город Иреван занимал достаточно большую территорию. Его площадь составляла 28 верст. Город Иреван был разделен на две части — внутренний город (крепость) и наружный город (форштадт).

Внутренний город включал в себя в основном крепость. Иреванская крепость располагалась на левом берегу реки Занги. С трех сторон она была окружена глубоким рвом, с одной — двумя высокими стенами, построенными на обрыве на левобережье Занги. Ворот у крепости было два: на севере — Ширванские ворота, на юге — Tебризские ворота. Кроме того, имелся выход на реку Занги, необходимый для использования воды во время осады.

Посетивший Иреван в 1813 году французский путешественник Гаспар Друвиль писал: «…крепость о двух стенах, лежит на пушечном полувыстреле от города; долгое время она была предметом спора между турками и персами (Сефевидами.Ред.), которые попеременно друг у друга ее оспаривали многократно; ныне находится она под властию последних. Губернатором в ней хан, имеющий титул бейлярбея; он в ней содержит три регулярные баталиона и половину роты конной артиллерии, кроме шестидесяти пушек, защищавших крепость».

Форштадт включал в себя в основном три крупных квартала:

Квартал Старого города (Шахри) — охватывал северо-восточную часть города, тянулся по правому берегу реки Гырхбулаг до Иреванской крепости. Центральный городской рынок и все площади, большинство караван-сараев располагались именно в этом квартале.

Квартал Тепебаши — находился на холме между рекой Занги и Старым городом. Этот квартал охватывал западную часть города. Квартал Тепебаши отделяли от квартала Шахри многочисленные сады знатных людей Иревана. Здесь располагался и принадлежащий Гусейнгулу хану знаменитый Ханский сад.

Квартал Дамирбулаг — находился к юго-востоку от Старого города, в восточной части Иреванской крепости. Здесь располагались мечеть, баня Джафар бека, баня Гасанали и караван-сарай Сусуз.

Эти сведения, приведенные российским исследователем И.И.Шопеном, подтверждают и армянские историки, признавая тем самым, что население кварталов составляли азербайджанские тюрки.

В XVI веке Ибрахим Рахимизаде, который являлся секретарем османского султана в период османских походов, называл город Иреван «зеницей ока Азербайджанского владения». Хотя Иреван был завоеван Российской империей в первой трети XIX века, он и в последующие периоды не потерял своей красоты и азербайджано-тюркской принадлежности. Русская писательница XIX века Вера Желиховская писала об этом: «Эривань по виду совсем татарский (то есть азербайджанский.Ред.) город, издали очень красивый. Равнина, на которой раскинулся город, похожа на громадную корзину цветов. Белые домики, башни, развалины крепости, мечети и пестрые минареты, выложенные разноцветными изразцами: всё тонет в садах, загораживается аллеями пирамидальных тополей, всё обвито коврами виноградных лоз, плющом, всё изукрашено розовыми и гранатовыми кустами. Светлая речка Занга срывается водопадом с высокой горы в равнину и, прорывши глубокое ложе в скалах, стремится к городу и исчезает в непроходимых кущах всякой зелени».

В первой трети XIX века внутри Иреванской крепости находились Ханский (Сардарский) дворец, дома военных, лавки и две мечети. В крепость была проведена вода подземными путями с двух мест — с реки Занги и протекавшей с юго-восточной стороны реки Гырхбулаг. До российского завоевания в Иреванской крепости было 800 домов. Согласно источнику, составленному в 1836 году В.Легкобытовым, вокруг Иреванской крепости — в форштадте — было 1736 домов, 5 площадей, 8 мечетей, 6 кaраван-сараев, 1670 лавок, 9 общественных бань, 1470 виноградников и фруктовых садов, 40 мельниц, 6 крупорушек.

Из отмеченных И.И.Шопеном 1736 домов 792 располагались в Старом городе (Шахри), 622 — в Тепебаши, 322 — в квартале Дамирбулаг.

Город Иреван часто подвергался нападениям извне, поэтому его улицы и дома были построены в соответствии с оборонительными целями. И.И.Шопен пишет: «Первый взгляд на город Эривань не располагает в его пользу; вид его однообразен и наводит уныние. Как во всех почти азиятских городах, так и здесь, улицы узки и изгибы их так кривы, что они примыкают одна к другой почти без прямых углов. Эти улицы образуются двумя рядами низеньких, безобразных стен, слепленных, некоторыя из несженаго кирпича или из голыша, но чаще — просто из грязи. Весьма некрасивыя стены эти изредка перерываются низенькими дверцами домов, всегда тщательно запертых. В середине главных улиц протекает ручей, из котораго вода распределяется по садам боковыми водопроводами».

Но далее И.И.Шопен отмечает: «Внутренность жилищ более приятна боьшею частию, при каждом порядочном доме находится обширный сад, а между им и строением опрятный двор, чисто вымощенный камнем и осеняемый вековыми шелковичными или ореховыми деревьями, а в середине — каменный бассейн с водометом. Дом, всегда строящийся таким образом, чтобы не обращать снаружи чем бы то ни было внимание, расположен фасадом к стороне двора. Комнаты освещаются огромными подъемными окошками, занимающими обыкновенно всю наружную стену и составленными из разноцветных стекол, образующих весьма красивые и разнообразные узоры». Российский исследователь особо подчеркивает, что «внутренность комнат зажиточных людей весьма опрятна: стены покрыты отлично белою и гладкою штукатуркою и украшены искусною лепною работою, которая могла бы служить украшением даже лучших дворцов европейских столиц…»

Как в османских, так и русских источниках подчеркивается, что город Иреван был богатым городом.

В начале XIX века в истории Южного Кавказа начался период кровавых трагедий. Российская империя с целью завоевания региона развернула войны против ханств Азербайджана. Вскоре Южный Кавказ превратился в арену кровопролитных войн между Российской империей и гаджарским Ираном. После завоевания Иреванского ханства Российской империей в город Иреван и прилегающие магалы были переселены армяне из Ирана и Османского государства. Переселения оказали влияние на этнический состав населения. Если в 1826 году в Иреванском ханстве проживали 12 тысяч семейств азербайджанских тюрков (76% населения) и 3800 семейств армян (24%), то в 1828-1829 годах, вследствие переселения армян из гаджарского Ирана и Османского государства в область Иревана, здесь уже проживали 49 875 азербайджанских тюрков (43,2% населения), 20 073 армянина (17,4% населения), переселенных в период первой и второй русско-иранских войн, 23 568 армян (20,4% населения), переселенных из гаджарского Ирана, и 21 639 (18,7% населения) армян, переселенных из Османской Турции. То есть в течение двух лет после переселений армян численность азербайджанских тюрков сократилась с 76% до 43,2%, тогда как численность армян повысилась с 24% до 56,5%.

Одновременно началась активная реализация политики, направленной на уничтожение азербайджанского культурного наследия Иревана, подавление азербайджанской идентичности города, превращение тюрко-мусульманского города в армянский моноэтнический город. В результате этой политики сегодня в Иреване не осталось ни одного образца азербайджанской материальной культуры.

Однако, несмотря на то, что, начиная с 1828 года, Иреван планомерно подвергался многочисленным актам вандализма в целях уничтожения следов азербайджанской материальной культуры, оказалось невозможным стереть память об истории города. Ценные факты, приводимые первоисточниками, подтверждают незыблемую правду истории: город Иреван и право на него принадлежат азербайджанскому народу!

 

 

Продолжение следует

 

 О.Байрамов

 

 Азербайджанские известия.- 2018.- 9 августа.- С.2.