Впереди своего времени
Академик Мирзаджанзаде внес бесценный вклад в организацию науки и
формирование кадрового потенциала страны
Сотрудниками Центральной научной библиотеки НАНА подготовлен биобиблиографический указатель академика Азада Мирзаджанзаде из серии «Деятели культуры и науки Азербайджана». Книга была издана по решению президиума НАНА в честь 90-летнего юбилея выдающегося ученого.
Достижения, регалии и
награды
Действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН) и Академии наук Республики Башкортостан, трижды лауреат премии имени академика И.М.Губкина, дважды — Азербайджанской государственной премии, награжденный медалью имени П.Капицы, золотой звездой «Герой Вьетнама» Вьетнамской Республики, орденом Трудового Красного Знамени (дважды) и азербайджанским орденом «Истиглал» — таков далеко не полный перечень регалий и наград академика Азада Мирзаджанзаде, чей юбилей в соответствии с распоряжением президента Ильxама Aлиeва широко отмечается в стране на государственном уровне.
Будущий ученый родился в Баку 29 сентября 1928 года. После окончания средней школы поступил в Азербайджанский индустриальный институт, по окончании которого получил специальность горного инженера. Спустя всего два года после окончания вуза стал кандидатом наук. Еще через шесть лет защитил докторскую диссертацию и в 1959-м, только отпраздновав свое тридцатилетие, получил звание профессора кафедры теоретической механики и геофизики Азгосуниверситета и параллельно — заведующего кафедрой АзИНЕФТЕХИМа. Затем был руководителем отдела Института проблем механики АН СССР, завкафедрой Уфимского нефтяного института, а вернувшись в начале 90-х на родину, до 2003 года возглавлял Высшую аттестационную комиссию (ВАК) и одновременно Госкомитет по науке и технике Азербайджана. Именно академик Мирзаджанзаде, по мнению экспертов, заложил основу азербайджанского патентного агентства.
Что касается его научных заслуг, он известен своими ценными исследованиями в области нефтепромысловых работ и прикладной механики. На уровне фундаментальных наук исследовал теоретические вопросы, связанные с механикой добычи нефти, применяя методы математической физики в области нефти.
Его исследования, посвященные основам разведки и эксплуатации нефтяных и газоконденсатных месторождений, помогли решить актуальные проблемы в области бурения нефтяных скважин, производства нефтяного машиностроения. Особое внимание академик уделял глобальной оптимизации процессов добычи нефти и газа. Среди основных научных достижений ученого называются разработка и внедрение методов динамического развития нефтяных месторождений, создание теоретических основ месторождений неньютоновской нефти и газоконденсатных систем, дифференциальных уравнений для фильтрации газоконденсатных систем.
Азад Мирзаджанзаде стал основоположником направления реатехнологии (описание) и применения неньютоновских систем в нефтегазовой промышленности и впервые доказал, что разность давлений, необходимая как первоначальный шаг в разработке газовых и газоконденсатных месторождений, является необходимым параметром. После чего этот фундаментальный результат стал широко использоваться в подсчете пластовых запасов.
Кроме того, показав вязкоэластичные особенности многих нефтей, создал теоретические и практические основы их добычи, а также разработал феноменальную теорию фильтрации вязкопластичной жидкости, сразу же решив несколько вопросов, связанных с добычей и перевозкой таких нефтей. Азад Мирзаджанзаде разработал гидродинамические основы бурения скважин в сложных условиях, стал инициатором применения практических предложений, предупреждающих осложнения не только при бурении скважин, но и в физико-химической механике, математическом моделировании, многих статистических математических методах и принятии решений, автоматическом управлении и других теориях нефтегазовой промышленности. Основные научные направления последних исследований ученого были посвящены динамическим процессам в нефтегазовой добыче, разработке морских нефтяных месторождений, технике и технологии добычи газа.
Человек-эпоха
Академик Мирзаджанзаде оставил после себя около 500 научных трудов и свыше 50 изобретений. Под его руководством были подготовлены свыше 250 кандидатов и более ста докторов наук. Один из самых его известных учеников — Николай Цхадая — действительный член общественной Академии промышленной экологии Российской Федерации, академик общественной Российской академии естественных наук (председатель Коми регионального отделения РАЕН), удостоенный премии правительства РФ за разработку учебно-методического комплекса «Цикл дисциплин для гуманитаризации инженерно-технического образования в нефтяных вузах».
Один из общественных деятелей азербайджанской диаспоры Германии Адыль Байрамов, работавший доцентом кафедры разработки газовых и газоконденсатных месторождений АзИНЕФТЕХИМа вместе с академиком Мирзаджанзаде тридцать лет (с 1964 по 1994 г.), называет его удивительной личностью огромного внутреннего потенциала и воистину космического масштаба и приводит в пример свидетельство его уникальности: «Будучи аспирантом, я принес ему свою диссертацию из 190 страниц, и он тут же раскрыл ее. В течение 15 минут, неторопливо перелистывая, Азад муаллим прочел ее до конца вместе с формулами и уравнениями. Затем сказал: «На 98-й странице уточни формулы, на 102-й — проверь то-то, на 167-й — сделай то-то». Всего три конкретных замечания, после чего сказал, что я готов к защите».
Азад Мирзаджанзаде, продолжил он далее, — это огромная школа жизни, школа науки, высокой культуры. «Иностранные ученые, которые приезжали к нам в АЗИ и знакомились с ним, уезжали потрясенные колоссальным масштабом его личности — его энциклопедическими знаниями и универсальностью мышления в самых разных областях знаний и деятельности человека».
С какой же теплотой говорят об Азаде Мирзаджанзаде его многочисленные ученики не только в Азербайджане, но и за рубежом — в Америке, Европе, Азии, куда их забросила судьба после распада СССР.
Скончался наш выдающийся ученый 17 июля 2006 года. Похоронили его в Аллее почетного захоронения, а социальные сети сразу же заполнились словами скорби, соболезнования и воспоминаниями его коллег, друзей и бывших студентов.
Остаться в истории навсегда
«Мне посчастливилось быть его студенткой, он у нас в университете на прикладной математике читал лекции, которые невозможно было не слушать. Помню, как впервые зашел к нам в аудиторию и чуть ли не с порога объявил, что он — за свободное посещение лекций, что не будет ставить н/б, если кто-то из студентов не придет, но к оставшимся была просьба слушать внимательно и не отвлекать его. И какой парадокс — его лекции почти никто не пропускал. Во время занятий он мог неожиданно заговорить на отвлеченные темы — о дедекафонии, рассказать о Фудзияме или о четырех «Э», которые правят миром, и т.д. Особый микроклимат царил в его лаборатории, это был своеобразный островок креатива в нашем институте. Воистину неординарная личность, которая шла впереди времени».
Бывшая коллега Елена Романова, которую, по ее словам, с академиком периодически сводила жизнь в науке, уверена, что Азаду Мирзаджанзаде не соответствуют такие характеристики, как хороший, плохой, душевный. «Он был человек-эпоха. Он ушел — и образовался вакуум».
По воспоминаниям других его коллег, у академика была еще одна гениальная способность — собирать вокруг себя энтузиастов и единоверцев, весь коллектив был единым организмом и жил в едином ритме, определенном Азадом Мирзаджанзаде, которого все звали Шеф. Причем независимо от статуса — студент, аспирант, кандидат, доктор наук, профессор — всем было интересно, были задачи, были идеи и надо было их решить как можно красивее и как можно быстрее, потому что на очереди всегда ждали новые задачи и новые идеи.
Геолог Ислам Салимов, которому посчастливилось у него учиться, пишет: «На втором курсе Азад Халилович читал нам подземную гидродинамику. Никогда не забуду его лекции. Обычно на них приходили его аспиранты, студенты с других курсов и даже коллеги — просто послушать, поучиться владеть аудиторией. И что интересно — особой дикцией он не обладал, но держал слушателей в напряжении до самого конца. Что-то было в этом человеке такое, что заставляло слушать и слушать, и желать, чтобы его лекция не кончалась. Он мог сделать сильнейший выговор, но обидно от этого не становилось — только стыдно, что не оправдал. Несколько раз общался с ним лично — впечатления описать невозможно. Он умел так обаять, очаровать человека, что хотелось говорить с ним и говорить. Самое обидное, что при всех его регалиях, званиях и чинах, при всем уважении коллег, любви студентов и преданности учеников он все-таки, по моему глубокому убеждению, остался не до конца нами прочувствованным. А жаль, ведь такие имена не просто вписываются в историю, они эту историю создают и остаются в ней навсегда».
Галия AЛИEВА
Азербайджанские
известия.-2018.- 4 октября.- С.3.