Возвращение тартальщика

Считавшаяся утерянной работа выдающегося русского скульптора Степана Эрьзи обнаружена в Баку

Творчество талантливого скульптора Степана Эрьзи — яркая страница в русском изобразительном искусстве. Определенный ее этап связан с Азербайджаном, где он создал целый ряд выдающихся произведений. Четыре из них по сей день украшают фасад здания Союза композиторов Азербайджана. Ранее, в начале 20-х годов прошлого века, здесь располагался Союз горняков, по заказу которого и выполнил Эрьзя несколько скульптур, изображающих рабочих разных профессий. Одна из них — считавшаяся утерянной — фигура нефтяника-тартальщика совместными усилиями сотрудников Международного фонда искусств им. Степана Эрьзи в Москве и Музея изобразительного искусства Азербайджана сейчас обнаружена в Баку.

Степан Дмитриевич Нефёдов, происходивший из мордовской этнической группы эрзя, что и стало псевдонимом скульптора, родился 27 октября (8 ноября) 1876 года в селе Баево Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина. Впоследствии, почти полвека спустя, после персональной выставки 18 января 1927 выдающегося художника, которого западная пресса называла «русским Роденом», критик Андре Верно в статье, озаглавленной «Великолепная карьера Степана Эрьзи, крестьянина, ставшего скульптором», напишет: «Мы сразу были поражены размахом его творчества, такого страстного и прямого, талантом этого скульптора, обладающего огромным потенциалом».

Степан Эрьзя прожил очень необычную, содержательную и яркую жизнь. Он объездил всю Европу, долгое время жил в Аргентине, потом вернулся в советскую Россию. И всюду много и плодотворно работал, создавая удивительные по своей выразительности и утонченной пластике произведения. Заметным вкраплением в эти маршруты по миру стала его поездка в 1921-1925 годах на Кавказ. Почти два из них — с октября 1923-го по июль 1925 года — он провел в Баку, куда был приглашен Наркомпросом республики, предложившим ему возглавить скульптурное отделение Азербайджанского художественного училища. Эрьзя дал согласие здесь, но с условием: выделение мастерской, снабжение материалами, установление компрессора. Иными словами, закладывая основы профессионального образования будущих скульпторов в Азербайджане, он не мог отказаться и от собственного творчества.

Сохранились сведения, что решением этого вопроса занимался инспектор Главпрофобра Муса Халилов. Он подобрал под мастерскую для скульптора просторное помещение во дворе Политехнического института.

Тем временем, пока в мастерской шел ремонт, Степан Дмитриевич строил занятия своего класса на работе с рисунком, интерес к которому у него всегда был повышенным, несмотря на то, что свои скульптурные работы он выполнял (большей частью) прямо в материале, минуя глину, гипс, поражая студентов артистизмом исполнения — до того у него была развита зрительная память.

В 1924 году Эрьзя получает заказ на выполнение фигур для фасада Центрального дома Союза горняков. И он с удовольствием принимается за работу — именно в этот период его особенно интересует вопрос синтеза архитектуры и скульптуры. «Эрьзя, отложив в сторону все свои замыслы и заботы, осуществляя всё ту же ленинскую идею монументальной пропаганды, берется украсить этот дом скульптурами, посвященными труженикам Азербайджана», — писал позже Борис Полевой.

Серия созданных им скульптур, предназначенных для оформления Центрального дома Союза горняков Азербайджана, стала новым этапом в творчестве художника. В монолитных героизированных портретах рабочих-нефтяников Баку наиболее полно проявились черты монументализма, присущие таланту Эрьзи. При этом они не были похожи характерные для тех, да и последующих советских лет произведения подобного рода. А «Тартальщик» по праву считается лучшей из работ бакинского периода Эрьзи. Вот еще почему так важно его возвращение в ряд сохранившегося наследия выдающегося скульптора.

Степан Эрьзя умер в 1959 году в Москве в своей мастерской, его похоронили в Мордовии, навеки соединив его прах с родной землей. Но искусство этого удивительного скульптора, не знающее границ, отныне принадлежит всему человечеству.

Саадат ГУСЕЙНОВА

Азербайджанские известия.-2018.- 13 октября.- С.3.