Продолжение жизни и таланта

В столице отметили вековой юбилей известного

азербайджанского художника Гасана Ахвердиева

Одним из ярких культурных событий уходящего года стало празднование в Музейном центре столицы 100-летия со дня рождения талантливого мастера кисти Гасана Ахвердиева. Выставка работ выдающегося мастера кисти и достойных продолжателей его славной фамилии была символически названа «Продолжение».

Гасан Али оглу Ахвердиев родился в далеком 1917 году в городе Мамаган Южного Азербайджана. Подобно многим сверстникам, он с ранних лет проявлял большой интерес к рисованию, хотя в те годы никто из взрослых в семье Ахвердиевых и подумать не мог, что детское увлечение маленького Гасана и есть первый шаг к истинному призванию, который ему подсказала сама природа. Едва мальчику исполнилось десять лет, семья переехала в Баку на постоянное жительство, что и стало началом нового этапа в жизни будущего живописца. Незнакомый ранее город неожиданно одарил его ярким фейерверком новых впечатлений, восторгов и интересных знакомств. К тому времени юноша уже достиг определенных успехов в рисовании и твердо знал, что в будущем непременно посвятит свою жизнь живописи. В 1928 году он успешно выдержал экзамены в художественный техникум (ныне Бакинское художественное училище им. А.Азимзаде) и по счастливой случайности попал в мастерскую известного советского художника-карикатуриста, основателя школы сатирической графики в Азербайджане Азима Азимзаде. Талантливый студент-первокурсник привлек внимание опытного педагога прежде всего серьезным отношением к профессии и смелостью авторских идей в своих работах, что, по сути, и отличало его от сокурсников и, конечно же, давало немалые шансы на успешную карьеру в будущем.

Профессиональное становление Гасана Ахвердиева началось с книжной графики, именно в этом направлении он стал охотно работать по окончании техникума. Шел 1940 год, каждый новый успех в работе и полное радужных надежд мирное время за окном вдохновляли молодого художника строить далеко идущие творческие планы. На тот момент он готовился к призыву в ряды Советской армии, надеясь после службы всецело посвятить себя изобразительному искусству, и даже мысленно не мог себе представить, что всего год спустя жизнь заставит его ступить на совершенно иную стезю. Гром грянул неожиданно, в 1941 году началась Вторая мировая война, и Гасан Ахвердиев оказался лицом к лицу со сложным выбором между профессией, которая, по сути, была смыслом всей его жизни и гражданским долгом перед страной, вскормившей и воспитавшей его. На тот момент одно из решений этой дилеммы уже лежало на поверхности ситуации: как представитель творческой интеллигенции художник имел все шансы остаться в тылу и продолжать заниматься живописью. Но как жить после этого под тяжким бременем невыполненного морального долга перед своим народом? Ответом на этот вопрос стало твердое решение молодого художника без лишних колебаний примкнуть к многочисленной армии добровольцев и вместе с ними отправиться на фронт. Война встретила Гасана Ахвердиева совершенно иной палитрой красок, только на полях сражения он понял, что значат пули, свистящие у самого виска, стоны раненных на фоне трассирующих пулеметных обстрелов, непролазные фронтовые дороги между жизнью и смертью - такого не способна передать ни одна из книжных иллюстраций. Но и это были далеко не самые страшные страницы «человеческой комедии», которые довелось пережить молодому солдату. В 1942 году, при обороне Севастополя, его настигла вражеская пуля. После серьезного ранения в голову он был взят в плен немецкими солдатами и брошен в жернова фашистских концлагерей. О том, что значит этот факт в военной биографии советского солдата, Гасан Ахвердиев узнает не скоро, а пока… Он с нетерпением ждал окончания войны, скорейшей победы советской армии над гитлеровской Германией, мечтал по возвращении домой остаток жизни посвятить семье, детям, свято веря в то, что мечты рано или поздно сбываются. И не ошибся. В 1945 году Советский Союз отпраздновал долгожданную победу во Второй мировой войне, а Гасан Ахвердиев в числе десятков тысяч узников немецких концлагерей был высвобожден из плена и возвращен на родину. Только одного художнику не удалось предугадать, долгожданная радость свободы очень скоро омрачилась для него суровой реальностью: страна встретила своего героя отнюдь не с распростертыми объятиями.

О том, что пережил, оказавшись брошенным в жернова фашистских концлагерей, будущий известный художник вспоминать не любил, равно как и о лагерях  ГУЛАГа, куда освобожденных из немецкого плена заключенных отправляли прямыми  эшелонами  -  страна встречала своих «заклейменных» солдат отнюдь не с распростертыми объятиями. Да и после возвращения из Коми в начале 50-х власть права Гасану Ахвердиеву жить в столице не дала – он поселился в Уджарском районе, в 200 километрах от Баку. Казалось бы, именно здесь, вдали от семьи, коллег и всего артистического бомонда столицы он вполне мог дать волю эмоциям и выразить на холсте всю боль своих несбывшихся надежд, горечь незаслуженных обвинений в свой адрес. Однако жестокие удары судьбы не ожесточили сердце талантливого мастера кисти. Напротив, они только усилили в нем любовь к жизни и своей земле, что и стало определяющим в тематическом диапазоне его полотен. За годы, прожитые в изгнании, Гасан Ахвердиев создал целый цикл картин, резонанс которых донесся до столицы задолго до появления в ней самого автора. Право проживания в Баку бывший военнопленный получил только после смерти Сталина, хотя к тому времени как художник был не менее известен, чем Саттар Бахлулзаде, Таир Салахов, Микаил Абдуллаев и другие талантливые мастера кисти Азербайджана. Достаточно богата, разнообразна была и жанровая стилистика работ Гасана Ахвердиева, ему принадлежит авторство серии великолепных женских портретов, иллюстраций к произведениям великих классиков, пейзажей, дружеских шаржей на известных деятелей искусств Азербайджана. Не менее ярко он проявил себя и в сфере плакатной живописи, в сценографии ряда сценических постановок, а также оформлении журналов «Azərbaycan», «Pioner», «Azərbaycan gadını», «Ulduz», «Təşvigatçı», «Göyərçin».

Время шло незаметно, в 1967 году, пройдя все сложные лабиринты жизни, полные светлых надежд и горьких разочарований Гасан Ахвердиев приблизился к своему полувековому юбилею - важному рубежу, переступая который, человеку всегда есть на что оглянуться. К этой знаменательной дате была приурочена первая персональная выставка его работ в художественном салоне им. Ваджии Самедовой. Великий мастер готовился к мероприятию с особым трепетом как к важному в своей жизни моменту откровения. Быть может, уже тогда какой внутренний голос подсказывал ему, что подобной возможности у него больше не будет. Увы, художник и в этом случае не ошибся, первая персональная выставка стала последней в его недолгой и полной лишений жизни. В 1978 году Гасан Ахвердиев навсегда простился с миром, оставив будущим поколениям светлую память о себе и богатую коллекцию прекрасных работ, многие из которых сегодня бережно хранятся в частных коллекциях и государственных музеях. Хочется верить, что великий мастер ушел из жизни со спокойной душой, зная, что его яркий самобытный талант нашел свое продолжение в творчестве его одаренных детей: Али, Земфиры, Гусейна, Саиды, Аиды и Уждала. Прошедшая в Музейном центре столицы по случаю 100-летия со дня рождения Гасана Ахвердиева выставка работ великого мастера кисти и достойных продолжателей его славной фамилии с символическим названием «Продолжение» стала ярким тому подтверждением.

Лала БАГИРЗАДЕ

 Азербайджанские известия.- 2018.- 18 января.- С.3.