«Скорпио» идет на глубину 

Каспийское управление водолазных работ получило членство в Международной организации водолазных контакторов

 

Управление водолазных и аварийно-спасательных работ Каспийского нефтяного флота — предприятие особой важности. Ведь без водолазов и спасателей невозможно было бы освоить морские месторождения нефти и газа, строить эстакады, глубоководные платформы, прокладывать морские трубопроводы и иную инфраструктуру. Примечательно, что Азербайджан входит в пятерку государств мира, обладающих собственными кадрами и школой водолазов-глубоководников. Наши акванавты имеют многолетний и очень ценный опыт работы на сверхглубинах, а в их арсенале — специализированные научные суда и оборудование для работы под стометровой толщей воды.

Управление водолазных и аварийно-спасательных работ — это передовой коллектив, который успешно справляется с решением сложных инженерных задач на воде и под водой. Благополучным для управления был и прошлый год: водолазы проработали под водой 21100 часов, причем без травм и аварий, с превышением плановых прогнозов. Сегодня в управлении — 115 водолазов. Их обслуживает более десятка больших и малых специализированных судов нефтяного флота. Во всех морских нефтедобывающих управлениях созданы водолазные станции с приписанными к ним судами — всего в ГНКАР 18 таких станций.

Наибольшее количество заказов для водолазов поступило из НГДУ «28 мая», «Нефт Дашлары», «Наримановнефть», «Гум адасы», «Абшероннефть». Причем максимальная нагрузка приходилась на штормовые дни, когда разрушаются и уходят под воду протяженные участки эстакад, трубопроводов, кабельных линий. Водолазы спускаются на дно, к местам аварий, ведут сварку, резку, подъем затонувших объектов, восстанавливают разорванные коммуникации и отлаживают режим нефтегазодобычи и перекачки.

В прошлом году на месторождении «Гюнешли» акванавты ремонтировали 20-дюймовый газопровод на дне моря на глубине 110 метров. В течение 40 дней семь водолазов жили в барокамере и спускались на работу на морское дно из глубоководного водолазного комплекса, размещенного на инженерно-геологическом судне «Али Амиров». ГНКАР гордится тем, что глубоководные работы на главных месторождениях страны выполняются собственными силами, без участия иностранных компаний. В этом году в управление уже поступило три заказа на глубоководные работы — они дорогие и долгосрочные.

Подводники трудятся в единой связке со строителями треста «Нефтегазтикинти» при пуске в эксплуатацию крупнейших морских объектов. Так, в прошлом году одной из важнейших работ стала транспортировка и установка двухблочной платформы на новом месторождении «Умид» на глубине 60 метров. Пятнадцать лучших специалистов, находясь на водолазных судах «Авиор», «Геофизик», «Табриз Халилбейли», «Орион», контролировали положение понтонов и дежурили круглосуточно при закреплении платформы на морском дне — набивке свай, заливке цементом и т.д.

Другое направление деятельности водолазов — инспекция и тестирование на износ и прочность подводных частей эстакад, платформ, трубопроводов, морских судов. Вся эта работа ведется при поддержке НИИ «Гипроморнефтегаз», который создает проекты усиления и замены крупных изношенных конструкций. Обладая современными технологиями сканирования, водолазы находят уязвимые места и вовремя предупреждают, где надо закрыть проезд транспорта по эстакадам либо остановить трубопровод, если появилась трещина.

Опыт азербайджанских водолазов востребован и в соседних государствах. Больше года 15 наших специалистов работали вахтовым методом на черноморском нефтяном терминале Кулеви (принадлежит ГНКАР) в Грузии. Несмотря на относительно небольшую глубину в 16-18 метров, работа оказалась весьма непростой: приходилось очищать морское дно, буквально заваленное судами времен Великой Отечественной войны, — корабли были специально затоплены, чтобы их не захватил немецкий флот. Усилиями наших подводников был полностью очищен грунт, поднят на поверхность весь металлолом, а потом выполнен большой объем дноуглубительных работ, обеспечены надежные подходы для загрузки большегрузных танкеров.

Работа глубоководников труднее и опаснее, чем у космонавтов: высокое давление, создаваемое морской толщей, непроглядная тьма уже ниже 50-70 метров глубины, к тому же у человека, находящегося в гелио-водородной среде, изменяются дыхание и психика, становится невнятной речь, общаться с товарищами по барокамере можно только жестами, с руководителями спусков переговоры ведутся с помощью дешифраторов. И все это на протяжении 40 дней под огромным давлением. Более того, на Каспийском море самые сложные условия для подводных работ. Вода холодна зимой и летом, даже на небольшой глубине температура не превышает 3-4 градусов тепла. А дно — илистое и мутное: видимость от 30 сантиметров до 1,5 метра. К примеру, в прозрачных водах Средиземного моря можно даже читать, а с поверхности дно просматривается на 20-метровую глубину.

Но чем тяжелее условия, тем выше профессионализм: сегодня Каспийское управление водолазных и аварийно-спасательных работ снискало известность в мире по оснащенности, наличию судов, высокому уровню подготовки кадров. Управление принято в Международную организацию водолазных контакторов IMKA с центром в Лондоне. Только в прошлом году 15 наших водолазов, пройдя курсы, получили международные сертификаты, пятеро получили специальность супервайзеров — руководителей водолазных спусков, а шестеро обучаются в Лондоне на пилотов необитаемых подводных аппаратов. Еще 43 водолаза занимаются на курсах английского, чтобы в будущем пройти квалификационные курсы в престижных международных центрах. Наличие специалистов с международными сертификатами открывает доступ к участию в крупных международных проектах.

В этом году Каспийский нефтяной флот, ровесник Нефтяных Камней, отмечает 60-летний юбилей. Этому знаменательному событию водолазы посвящают все свои лучшие достижения.

НАША СПРАВКА

В арсенале Управления водолазных и аварийно-спасательных работ имеются роботизированные подводные аппараты для разведки и работ на глубинах свыше ста метров. Это «Скорпио», который может передавать информацию с глубины моря до 800 метров, определять характер аварии и поднимать затронувшие грузы. Имеются и два подводных аппарата наблюдательного типа «Сихук» (подводная сова). Их «глаза» — цветные телекамеры и система приборов, способных определять координаты предметов, находящихся на грунте, дать их изображение и картину подводной территории — будущего места работы водолазов. Вся эта аппаратура размещается на крупном спасательном судне «Табриз Халилбейли». 

 

Рауфа КЕНДЕР

 

 

Азербайджанские известия.- 2009.- 4 апреля.- С. 2.