Ушедшая на Большую Медведицу 

 

Яна Кандова прочно входила в жизнь каждого человека, который имел честь дружить с ней

 

Телефонные звонки в половине пятого утра приносят, как правило, недобрую весть. Так случилось и на этот раз. Весть ударила, как молотом. В возрасте тридцати лет скончалась от обширного инфаркта Яна Кандова (Ярулина) — известный бакинский прозаик, поэт, переводчик, редактор, прекрасная женщина. Очень хороший человек...

Я был знаком с ней с 2003 года, но сейчас мне кажется, будто я знал ее целую вечность — настолько органично и ненавязчиво и в то же время прочно входила она в жизнь каждого человека, который имел честь дружить с ней. Мне позвонила по телефону незнакомая женщина, которая разыскивала современных азербайджанских писателей-фантастов, пишущих на русском языке. Мой телефон ей дали в редакции журнала «Литературный Азербайджан». Яна (а это была она) предложила встретиться и обсудить кое-какие вопросы. Мы назначили встречу у памятника Натаван. «Но как я вас узнаю? — спросил я. — Я же вас никогда не видел?». «Очень просто, — засмеялась моя собеседница на том конце провода. — Вы узнаете меня по волосам. У меня такая львиная грива!».

Действительно, я сразу узнал ее по волосам. Львиная грива, украшавшая хрупкую женщину, больше похожую на девочку-подростка. А позднее я узнал, что Яна Кандова по гороскопу — Лев…

Тогда, в 2003-м, Яна задумала проект «Наша фантастика». Ей было горько оттого, что некогда очень сильная школа азербайджанской фантастики (многие, наверное, помнят еще имена Войскунского и Лукодьянова, Журавлевой, Альтова, Амнуэля, Бахтамова, гремевшие по всему Советскому Союзу и за его пределами) в XXI веке практически сошла на нет. Хотя фантасты у нас есть, безусловно, и сейчас, но они разрознены, изолированы и малоизвестны. Вот Яна и решила объединить нас всех и составить из наших новелл хотя бы один альманах для начала. Я охотно взялся помогать Яне, хотя и был немало изумлен. Изумлен тем фактом, что в наше время, когда каждый за себя и один лишь Бог за всех, когда каждый гребет к себе и под себя и рвется к личному успеху, при этом нередко расталкивая локтями остальных, — одним словом, в наше неласковое, недоброе время кто-то подумал не только о себе, но и о других!

В этом была она вся — думать о других больше, чем о себе. Яна возилась с рукописями многочисленных начинающих авторов — она не отвергала даже самых слабых, если только видела в них хотя бы самое малюсенькое зернышко, опору таланта. И никогда, никогда не отзывалась ни о ком из них пренебрежительно или уничижительно. Яна была деликатнейшим человеком, что является большой редкостью в наше время, грубое, как крупный наждак.

Яна очень сильно уставала. Не желая «грузить» друзей своими болячками, она ненадолго уединялась в своем «зеленом уголке» — закрытом балконе, густо уставленном комнатными растениями. Там подзаряжалась энергией, чтобы потом вновь погрузиться в дела.

Проект осуществился — благодаря в первую очередь стараниям Яны, ее упорству и заключенной в ней энергии, а также чистой, искренней любви к литературе вообще и к фантастике в частности. Это при том, что Яна, хотя и любила очень фантастику и работала иногда в этом жанре, себя, тем не менее, никогда к фантастам не причисляла... На сегодня в рамках проекта «Наша фантастика» вышло пять книг. Благодаря ему азербайджанским читателям стали известны имена Лачина Самед-заде, Игоря Ревы, Василия Сильченко, Натика Джафарова, Магеррама Зейналова, Димы Захарова, Лейлы Мамедовой, Заура Джамалова и многих других, мое в том числе. Во многом по инициативе Яны летом 2004 года был создан бакинский клуб любителей фантастики «Южный Треугольник», существующий и поныне (помню, мы приурочили дату основания клуба к 35-летию высадки человека на Луну, нам это казалось глубоко символичным). В дальнейшем мы с Яной тесно сотрудничали в рамках ее детища — ее проекта…

Говорят, незадолго до кончины Яна сказала своей маме: «Видишь в небе Большую Медведицу? Скоро я буду там». Так оно и случилось.

Видно, и там, на Большой Медведице, очень нужны хорошие люди. Вот только нам от этого ничуть не легче. Ибо с уходом таких людей, как Яна Кандова, становится беднее Земля.

 

 

Хакимов  А.

 

Азербайджанские известия. -2009. -10 июня. .3.