Азай ГУЛИЕВ, председатель Совета господдержки НПО: 

 

 

«Не вижу оснований для беспокойства»

 

Милли меджлис собирается рассмотреть законопроект, предусматривающий внесение изменений и дополнений в действующий закон «О неправительственных организациях». Признавая необходимость совершенствования законодательства в этой сфере, некоторые представители данного сектора, тем не менее, считают, что предлагаемые поправки негативно отразятся на деятельности НПО и в конечном счете отрицательно скажутся на процессе создания гражданского общества в стране. Свое мнение по этому поводу высказал в эксклюзивном интервью агентству 1news.az председатель Совета государственной поддержки неправительственных организаций Азай ГУЛИЕВ.

— Известно, что Милли меджлис намерен внести изменения и дополнения в закон «О неправительственных организациях». Раздаются заявления, что эти изменения направлены на ограничение деятельности НПО.

— Предлагаемые изменения и дополнения в действующий закон направлены на систематизацию данной сферы и устранение имеющихся юридических пустот. Основная задача состоит в том, чтобы включить все случайные организации в некую систему и провести их классификацию. На мой взгляд, никаких оснований для беспокойства в связи с предстоящими изменениями в законе нет.

— С чем связано изменение, предусматривающее запрет на использование слова «Азербайджан» в названиях НПО?

— Я тоже за это предложение. Многие злоупотребляют названием страны. Например, такая-то организация Азербайджанской Республики. Но ведь неправительственная организация не может называться подобно официальным учреждениям. Нигде в мире НПО не используют официальное название государства. Другое предложение предусматривает запрет на использование в названиях имен известных лиц без разрешения их близких или наследников. И это предложение представляется мне логичным. В законопроекте речь идет о моментах, с которыми мы сталкиваемся на практике, так что эмоциональный подход здесь излишен.

— Согласно законопроекту, НПО, не имеющие представительства хотя бы в трех регионах, не будут считаться региональными.

— Разграничение функций центральных и местных структур будет распространено и на неправительственные организации. НПО должны конкретно определиться, где именно они действуют. Организации, действующие в регионах, также могут получить общенациональный статус. Если до сих пор для получения статуса общенациональной организации не требовалось иметь представительство в регионах, то теперь это упущение решено устранить. Данный пункт повышает ответственность НПО, и я считаю, что ничего страшного здесь нет. Есть организации, которые действуют по всей территории страны.

— Судя по газетным публикациям, будет запрещена деятельность местных представительств организаций, прошедших регистрацию в других странах.

— В законопроекте оговаривается, что деятельность НПО других стран на территории Азербайджана регулируется межправительственными соглашениями. Но на практике так обстоит уже давно. Могу привести в пример азербайджано-американское соглашение 2001 года, в соответствии с которым в Азербайджане свободно действуют НПО, финансируемые правительством США и возглавляемые гражданами этой страны. В проекте изменений и дополнений в действующее законодательство предлагается регламентация деятельности зарубежных НПО. Здесь речь идет не о каких-то ограничениях, а о создании законодательной базы для их деятельности. Между прочим упомянутое мной соглашение 2001 года положительно сказалось на деятельности американских НПО в Азербайджане. Они были освобождены от обязательных страховых выплат, которые вносят организации других стран, в том числе местные. С другой стороны, в любом случае зарубежные НПО должны проходить регистрацию в Министерстве юстиции и получить отзыв соответствующего отдела Кабинета министров. То есть для ограничений в отношении деятельности зарубежных НПО незачем принимать отдельный закон. Изменения направлены исключительно на то, чтобы заполнить юридическую брешь.

— Заключены ли межправительственные соглашения относительно деятельности НПО с другими государствами, помимо США?

— Да, подобное соглашение есть с Норвегией. После принятия закона вопрос может быть рассмотрен на межправительственных консультациях, возможно заключение новых соглашений. То есть именно межгосударственные соглашения будут служить главной юридической базой для деятельности зарубежных НПО в Азербайджане.

— В соответствии с законом «О грантах» НПО должны сообщать обо всех получаемых ими грантах в Министерство юстиции, представив экземпляр контракта с донорской организацией. Однако некоторые НПО не соблюдают это правило.

— В соответствии с предлагаемыми изменениями НПО получат возможность сообщать общественности и заинтересованным инстанциям о своей деятельности и получаемых им грантах. При новом режиме со случаями злоупотреблений в вопросах получения и использования грантов будет покончено.

— А не вызовут ли изменения и дополнения в закон новые проблемы в отношениях с международными организациями?

— Думаю, что если эти изменения в законе будут адекватно разъяснены, проблем не будет. Конечно, найдутся и такие, кто захочет создать для Азербайджана проблемы. Сомневаюсь, чтобы серьезные организации выступили против этих шагов по совершенствованию законодательства с учетом опыта и практики развитых стран.

— Как, на ваш взгляд, скажутся эти изменения на развитии гражданского общества в Азербайджане?

— На первый взгляд может показаться, что речь идет об ужесточении правового режима для НПО, но это не так. Регулирование деятельности НПО имеет целью исключительно повышение эффективности функционирования институтов гражданского общества и наделение их ответственностью. Новый закон положит конец притоку в сектор НПО случайных лиц. Отныне лишь те, кто имеет надлежащий опыт и знания, конкретные задачи, смогут нормально действовать. Я считаю, что после вступления в силу нового закона необходимо увеличить государственную поддержку НПО. 

 

 

 

Азербайджанские известия. -2009. - 18 июня. .1,2.