Упрочить запас доверия 

 

Вчера в Баку прибыл министр иностранных дел России Сергей Лавров. В повестке дня его нынешнего визита — широкий спектр вопросов двусторонних отношений: темы взаимодействия России и Азербайджана на международной арене, сотрудничество в вопросах региональной безопасности. Объявлена и конкретная тема визита — координация в подготовке третьего каспийского саммита, который, по некоторым предварительным сведениям, может состояться в конце апреля. Высока также вероятность рабочей встречи президентов России и Азербайджана до начала лета.

Отношения России и Азербайджана определяются понятием «стратегическое партнерство». Характерно, что этот термин по ряду существенных направлений наполнен куда менее конфликтным содержанием, нежели двусторонние отношения России с другими стратегическими партнерами в СНГ, формально входящими даже в круг военных союзников. Азербайджан, являясь выгодным стратегическим партнером России, при этом не входит не в один из блоков усиленного взаимодействия на постсоветском пространстве, таких как ЕврАзЭС и ОДКБ. Уникальность российско-азербайджанских отношений заключается в отсутствии публичных резкостей и острых кризисов. Существует ряд спорных вопросов, каждая страна отстаивает свои интересы, в целом Кавказ не отличается спокойствием и стабильностью. Однако руководству двух стран удалось сначала выработать, а потом сохранить такую модель межгосударственных связей, которая обладает, во-первых, пластичностью в поиске путей обхода конфликтных тем, а во-вторых — способностью гасить возникающие кризисы в отношениях.

Управление данной системой внешней политики в большей степени находится в руках Баку. Москва, со своей стороны, считает эти правила разумными и принимает их в качестве нормы двусторонних отношений. В исторической ретроспективе последнего десятилетия можно говорить об азербайджанских традициях и правилах сбалансированной многовекторной политики, которая отличается от подобных моделей соседей Азербайджана на Каспии. Более того, что она существенно отличается от одномерной политики ряда стран Восточной Европы и СНГ.

Меняется и Россия. Последние пять лет политика Москвы в отношении каждой из кавказских стран приобрела четко выраженные индивидуальные свойства. Очевидна самостоятельная роль «кавказского вектора», не столь увязанная с проблемами на глобальных направлениях российской дипломатии. И в то же время заметен подъем кавказской тематики до глобального уровня: регион на новом витке вошел в поле конкуренции РФ — США (проблемы ПРО, европейской безопасности, ресурсных транспортных коммуникаций). При этом на данном этапе развития Москве, очевидно, не хватает ресурсов для создания активного поля общего структурного взаимодействия всех стран региона, включая Турцию и Иран. В своем предвизитном интервью азербайджанским СМИ Лавров анонсировал, что российско-азербайджанская дискуссия в отношении этих проблем продолжится и, очевидно, обретет новое дыхание, учитывая факторы некоторого потепления российско-американских отношений.

Одна из важных региональных тем — правовые вопросы международного режима эксплуатации и сохранения Каспия, определение юридического статуса Каспийского моря. В задачи визита Сергея Лаврова включено обсуждение многостороннего механизма по обеспечению безопасности на Каспии и организации работы форума каспийского экономического сотрудничества. Россия исходит из необходимости интенсификации взаимодействия по этому кругу вопросов.

Темы совместной международной повестки анонсированы слабее. Между тем следует отметить, что совместное взаимодействие на международной арене является одним из неиспользованных ресурсов в двусторонних отношениях. Необходимо углубление координации внешнеполитических ведомств в ООН, других международных структурах, таких как ОБСЕ и ОИК. Возможны совместные шаги в отношении ближневосточного мирного процесса. В региональном масштабе не снижается актуальность турецкой инициативы по созданию Платформы стабильности и развития на Кавказе. Показательно, что менее чем за сутки до встречи с Лавровым президент Азербайджана Ильxaм Aлиeв принимал участие в саммите ОЭС, проводил переговоры с главами Турции, Ирана, Туркменистана. Отсюда понятен и тот интерес, который проявляет Россия к активности азербайджанской дипломатии в регионе и в третьих странах. Совместные усилия могут повысить уровень эффективности в вопросах, представляющих взаимный интерес.

Без сомнения, сторонам предстоит обстоятельный обмен мнениями по нагорно-карабахскому урегулированию. «Будем рады услышать от наших азербайджанских партнеров пожелания относительно дальнейших шагов России в рамках Минской группы ОБСЕ, — заявил Сергей Лавров и при этом добавил, — Россия готова поддержать компромиссную договоренность, которая устроит все вовлеченные стороны, а в случае ее достижения выступит гарантом урегулирования». Согласно Лаврову, «жизнеспособным будет такое решение проблемы, которое позволит вернуть стабильность и спокойствие в Закавказье, а в постконфликтный период поможет сохранить исторически сложившийся геополитический баланс сил в регионе, не приведет к его превращению в арену международного политического и военного соперничества».

Российскому министру предстоит также снять публично высказанные озабоченности Азербайджана относительно известного медийного скандала, вызванного информацией о скрытой поставке российского оружия Армении.

Финансовые проблемы, связанные с экономическим кризисом, вряд ли станут темой обсуждения, однако в официальных заявлениях, предваряющих визит Лаврова в Баку, отмечалось, что стороны постараются сохранить, а где возможно, и нарастить объем экономического сотрудничества (в 2008 году товарооборот между странами превысил $2,4 млрд). Предстоит также предпринимать меры по закреплению качественных изменений в структуре взаимной торговли, увеличению доли товаров с высокой добавленной стоимостью, в частности готовой продукции. Сложившаяся структура двустороннего товарооборота позволяет совместными усилиями минимизировать и негативные последствия глобального финансово-экономического кризиса. Россия, по словам Лаврова, также рассчитывает на реализацию крупных совместных энергетических проектов с Азербайджаном. О каких именно, мы, вероятно, вскоре узнаем.

 

Александр КАРАВАЕВ  Москва 

 

Азербайджанские известия.- 2009.- 12 марта.- С. 1.