Фархад АХМЕДОВ, член Совета Федерации РФ: 

«Азербайджан и Россия — стратегические союзники»

 

Фархад Ахмедов — единственный азербайджанец в российском Совете Федерации, вице-президент Всероссийского азербайджанского конгресса, член Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, кандидат экономических наук, член-корреспондент Международной академии технологических наук, автор многочисленных научных статей и монографий по проблемам нефтегазового комплекса России и стран СНГ. Корреспондент ИТАР-ТАСС Саадат КАДЫРОВА взяла интервью у Фархада АХМЕДОВА для агентства 1news.az, которое представляем вниманию наших читателей.

Фархад Тимурович, вы без преувеличения являетесь, что называется, self-made man, человеком, который сумел сделать карьеру не только в бизнесе, но и стать, насколько я знаю, первым сенатором — азербайджанцем в России. Хотелось бы услышать вашу формулу успеха.

— На самом деле никакой формулы успеха не существует и, вероятно, если бы она была, все ее тиражировали бы. Я не считаю свой успех чем-то исключительным, не ощущаю своего превосходства над другими. У меня слова «формула успеха» вообще вызывают ассоциации с химическими формулами. Но ведь успех — это не просто H2O.

— Хотелось бы все-таки понять, какие черты своего характера вы считаете для себя определяющими?

— Наверное, это прежде всего железная воля, внутренняя дисциплина, умение сконцентрироваться, сфокусироваться на действительно важном. Главное — непрерывно совершенствоваться, никогда не останавливаться на достигнутом, постоянно над собой работать. Конечно, это еще и стечение обстоятельств, связанных с моей судьбой, судьбой нашего Отечества. А в целом, я такой, какой есть.

— Безусловно, ничего абсолютного в этой жизни нет, все познается в сравнении, и для многих начинающих бизнесменов вы являетесь человеком, достигшим определенной планки, которая не каждому под силу. Вы ведь тоже когда-то пользовались общественным транспортом, стояли в очереди и преодолевали трудности…

— Конечно, жил и в коммунальной квартире, и в общежитии, и на заводе работал. Я уверен в том, что человек всегда приходит к тому, к чему стремится, это психологический фактор, если ставишь себе подсознательно задачу. В 7-м или 8-м классе я поставил себе задачу, что уеду учиться в Лондон, и добился. Все сознательные, косвенные или прямые действия по пути способствовали или были инструментами достижения моих целей. Наши устремления ничем не ограничены, нет абсолютных достижений, как говорится, все относительно. Что касается преодоления трудностей, то я ведь родился на Востоке, жил в Европе и России, где прошел школу развития и становления как личности, поэтому моей психологии не свойственна тенденциозность. Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. Самое главное, что я внутренне никогда не размениваюсь. У меня есть принципы, через которые я не переступаю.

— Конформизм не ваше амплуа?

— Нет, это точно не для меня.

— Хотелось бы задать вам более приземленный и конкретный вопрос. Вы были представителем от Краснодарского края, а с 2007 года стали представлять Ненецкий автономный округ, с чем это связано?

— В Краснодар я был приглашен в 2004 году представлять высшую исполнительную власть, то есть губернатора. К 2007 году истекал срок моих полномочий члена Совета Федерации, и самое главное, все то, за что я взялся, реализовалось. При моем участии были приняты законы, благоприятствующие превращению города Сочи в олимпийский брэнд. Туризм, инвестиционная зона, законы, которые я лоббировал для защиты интересов Краснодарского края, способствовали получению городом Сочи права на проведение Олимпиады. Я до сих пор поддерживаю отношения с губернатором и вице-губернатором Краснодарского края, председателем краевого Законодательного собрания.

Кроме того, сейчас меня представили к награждению медалью атамана Головатого по ходатайству Землячества казаков Азербайджана — это высокая награда. В Лянкяране я установил памятник, правда, пока его официально не открыли, атаманам, которые помогали азербайджанцам противостоять персидским войскам. А мой переход с юга на север — это закономерный процесс. В Краснодаре за 9 месяцев я обеспечил создание «с нуля» горнолыжного комплекса, который был передан новым владельцам по себестоимости.

Что касается Ненецкого округа, я был избран окружным Законодательным собранием. То, чем я сейчас занят, мне близко и понятно. Я знаю специфику работы в суровых условиях Арктики, поскольку лично «с нуля» создал компанию «Нортгаз» — первую российскую компанию, начавшую добычу углеводородов с глубины более 3000 метров. Месторождение находится в 130 км за Полярным кругом, в условиях, похожих на существующие в Ненецком автономном округе. Ненецкий округ — это настоящий нефтегазовый Клондайк. На сегодняшний день там разведано более 80 месторождений. Цель моей деятельности в качестве представителя в Совете Федерации от собрания депутатов Ненецкого автономного округа — эффективное лоббирование интересов округа.

— Как вы расцениваете сегодняшние взаимоотношения между нашими странами и как считаете, какова роль бизнеса в выстраивании паритетных алгоритмов взаимодействия между Россией и Азербайджаном? Есть ли у Азербайджана сегодня шанс стать ведущим региональным игроком в политической и экономической областях?

— А почему стать? Он и есть ведущий игрок.

— Там есть еще и Иран, и Турция…

— Если относительно позиционирования как регионального игрока, я думаю, Азербайджан уже состоялся. Другое дело, что это еще молодое государство, динамично развивающееся, не стоит на месте. Азербайджан находится на стыке Востока и Европы, и те инфраструктурные мегапроекты с участием международных инвестиционных компаний, которые там планируются и практически реализуются, являются доказательством его лидерства в регионе. Если бы не оккупация территории и проблема беженцев, то Азербайджан развивался бы еще стремительней, чем сейчас, ВВП страны был бы еще выше, а народ жил бы еще лучше.

Что касается взаимоотношений с Россией, то Азербайджан и Российская Федерация — стратегические союзники. Являясь членом двусторонней межпарламентской российско-азербайджанской комиссии, я, со своей стороны, делаю все для установления, укрепления и развития межпарламентских связей и личных взаимоотношений между руководителями наших стран. Наша комиссия теснейшим образом взаимодействует с МИД России, который ведет переговоры с Азербайджаном о государственной границе. В результате к сегодняшнему дню граница делимитирована почти на 95%. Проблемы Самур-Абшеронского гидроузла, реконструкции старого и строительства нового моста через Самур, открытия и функционирования филиалов МГУ, других ведущих российских вузов в Азербайджане и многие другие вопросы, которыми я занимаюсь, являются предметом нашей двусторонней межпарламентской деятельности. Благодаря контролю со стороны нашей комиссии сдвинулся, наконец, с мертвой точки вопрос о передаче Азербайджанской Республике комплекса зданий посольства в Москве.

— Вы — человек опытный, что открыли для себя нового, став сенатором?

— Это глубокая политическая аура, колоссальное количество информации, до определенной степени отражающей истинное положение вещей и представляющей возможность повлиять на события. Это другой формат ощущений, чем сиюминутная выгода бизнесмена. Вместе с тем, хотя я уже 5 лет сенатор, сегодня появился большой соблазн вернуться в бизнес. Ведь во время кризиса высока потребность в управленцах. Кроме того, хочу больше времени проводить с семьей: сыновьям нужна не только мамина манная кашка, но и отцовская наука. Став сенатором, космос я, конечно, не открыл… Кстати, к своему 50-летию я готовился полететь в космос, уже договорился об условиях, но супруга не дала требуемого разрешения.

— А с чем связано такое желание?

— Отчасти, наверное, хотел быть первым азербайджанцем, слетавшим в космос туристом… (смеется). В общем, должен сказать, работа парламентария меня увлекла: проблемы соблюдения прав человека, исполнения законов, выработки законодательных предложений, которые могут и будут гарантировать гражданские права населения и способствовать сохранению и защите частной собственности. В то же время среди рассматриваемых законопроектов много дефектных, мертворожденных, и мы в Совете Федерации — верхней палате парламента, как спартанцы, сбрасываем их со скал, отклоняя. Ведь не всякий закон будет работать: при его рассмотрении законодатель должен трезво оценивать социально-экономическую ситуацию, уровень общественного сознания, существующие настроения граждан. Если сравнить общественное сознание с речными потоками, то законы на их пути можно уподобить своеобразным дамбам, плотинам, сооружаемым государством для их регулирования. Закон тогда будет хорош, когда возведенная дамба будет соразмерна мощности речного потока.

— Если принять во внимание, что в России не так развита система лоббирования, как, например, на Западе, как вам удается справляться с этой задачей?

— Да, конечно, в американском парламенте, например, представлены все крупнейшие компании, представители всех крупных корпораций, которые лоббируют свои интересы. Тем не менее, эта система не стала гарантией от экономического кризиса. В результате нынешнего коллапса многие компании стали жертвами слияния и поглощения, и лоббизм их не спас. У нас есть закон и возможность лоббировать интересы регионов, и наша палата практически является мостом между регионами и центром.

— Это то, что касается бизнеса, но есть понятие лоббирования на уровне диаспор, когда происходит позиционирование имиджа страны и нации в политическом и информационном поле другого государства. Как думаете, Азербайджану есть необходимость этим заниматься?

— На мой взгляд, посольство Азербайджана в России и особенно посол Полад Бюльбюльоглу — успешные лоббисты Азербайджанской Республики. Азербайджанскую диаспору в России объединяет Всероссийский азербайджанский конгресс. Я являюсь вице-президентом этой общественной организации, участвую в разного рода мероприятиях, связанных с развитием и позиционированием диаспоры. Недавно был на учредительной конференции АМОР (Азербайджанской молодежной организации России). Считаю, что инициатива, которую взяла на себя Лейла Aлиeва, является очень важным и необходимым шагом к консолидации азербайджанской молодежи из российских регионов. Вообще мне импонируют сама идея, название этой организации. 

Азербайджанские известия.- 2009.- 8 мая.- С. 1-2.