Боль и горечь утраты 

Трагической кодой вечера памяти жертв событий 30 апреля стало трепетное звучание «Молитвы» Владимира Рунчака

Этот концерт надолго запомнится слушателям глубокой трагической наполненностью исполнявшихся произведений, высокой исполнительской планкой и творческой отдачей всех музыкантов, их искренностью и болью, откликающейся в сердцах всех собравшихся…Пронзительно щемяще прозвучало Adagio for strings американского композитора Сэмуэла Барбера. Горестная, звенящая тишина стояла в зале во время исполнения этой прекрасной скорбной музыки. А если вспомнить, что она звучала в связи с событиями 11 сентября в Америке, то понятно: неслучайно именно с нее и начался памятный мемориальный концерт. По просьбе ведущего слушатели не аплодировали в промежутках между исполняемыми произведениями, и это также создавало в зале особую трепетную атмосферу.

Великолепное воплощение получила Вторая симфония — «Триптих» Хайяма Мирзазаде. «Триптих» — произведение весьма интересное с точки зрения драматургии, образного содержания, напряженного конфликтного развития. Созданная в 1970 году, симфония своим беспокойным тревожным накалом первой части, выразительной по глубине высказывания медленной частью и контрастным противопоставлением жизнерадостного народного образа и драматически заостренного противодействия ему в финале прозвучала актуально и свежо. Композитору удалось воссоздать развернутую картину современного мира во всех его противоречиях и трагических коллизиях, оказавшуюся столь созвучной событиям наших дней. При этом явственно ощущались индивидуальный авторский взгляд на суть проблемы и мастерское решение трактовки симфонического цикла. Остается лишь посетовать, что это выдающееся произведение азербайджанского симфонизма так редко звучит в наших филармонических концертах.

Украсило вечер и исполнение талантливой певицей Фаридой Мамедовой вокального цикла Густава Малера «Песни странствующего подмастерья». Музыка великого австрийского симфониста, во многих произведениях которого нашли воплощение мучительные поиски ответов на самые трудные вопросы человеческого бытия, жизни и смерти, страданий человека, трагическое осознание несправедливости мироустройства, враждебного человеку, тема одиночества художника, была чутко интерпретирована певицей. Безупречное интонирование, тонкая музыкальность, эрудиция, свободное владение языками, заинтересованное отношение к исполняемому произведению, буквальное растворение в авторском замысле отличают выразительную творческую манеру Фариды Мамедовой.

Трагической кодой вечера стало трепетное звучание «Молитвы» Владимира Рунчака, затронувшей самые нежные, затаенные струны человеческого сердца. И вновь блеснула своим мастерством замечательная певица, просто одухотворив на глазах у слушателей музыку человеческого страдания, отчаяния и мольбы о помощи. Ее чудесный, кристально чистый голос возносился в небесные выси, перекликался с ангельским эхом и вновь молил о спасении, даруя хрупкую надежду.

Великая сила искусства объединила в этот печальный вечер всех — и исполнителей, и слушателей. Но особой благодарности и самых теплых слов заслуживает украинский композитор и дирижер Владимир Рунчак, так искренне и чутко откликнувшийся на человеческое горе и беду и разделивший с азербайджанским народом боль тяжелой утраты.

 

Рейхан АЛИЕВА, музыковед 

Азербайджанские известия.- 2009.- 6 мая.- С. 3.