«Процесс демократизации общества бесконечен» 

 

Вероника КОТЕК, глава информационного офиса

Совета Европы в Азербайджане:

 

Совету Европы — международной организации, объединяющей европейские страны, исполнилось 60 лет. На долю Азербайджана из них приходится около девяти, тем не менее и за столь небольшой период наша страна сделала немало, чтобы занять достойное место в сообществе европейских народов. О том, как помогает Совет Европы нашей стране влиться в европейскую семью, на каких принципах строится сотрудничество, корреспонденту «Азербайджанских известий» Элеоноре АБАСКУЛИЕВОЙ рассказала глава информационного офиса Совета Европы в Азербайджане Вероника КОТЕК.

— Азербайджан уже восемь с лишним лет является членом Совета Европы. Каковы основные этапы нашего сотрудничества?

— Сотрудничество между Советом Европы и Азербайджаном началось, конечно, задолго до вступления вашей страны в СЕ. Необходимо было подготовиться к членству в организации, объединяющей примерно полсотни европейских государств. В течение пяти лет Азербайджан имел в ней статус гостя, что позволило ему при поддержке Совета Европы пройти первый этап, в ходе которого закладывался фундамент будущего его взаимодействия не только с самой организацией, но и государствами, входящими в нее.

После официального вступления Азербайджана в СЕ в 2001 году связи Баку–Страсбург еще более укрепились, приобрели характер долговременного партнерства. В его основе — выполнение обязательств, взятых страной при вступлении в наше сообщество, причем в установленные сроки.

Другой важный параметр, характеризующий следующий этап нашего взаимодействия, — присоединение Азербайджана к европейским конвенциям, их ратификация в национальном парламенте, а также адаптация азербайджанского законодательства к европейским правовым нормам, суть которых сводится к известной триаде — демократия, соблюдение прав человека и верховенство закона. Особое внимание Совет Европы уделяет проведению непосредственно демократических реформ в стране, то есть институциональному строительству.

— Самой болевой проблемой Азербайджана остается урегулирование карабахского конфликта. Каковы позиция и роль Совета Европы и его Парламентской ассамблеи в его решении?

— У Совета Европы нет мандата, дающего права на урегулирование карабахского конфликта. Как известно, этим механизмом обладает Минская группа ОБСЕ. Совет Европы поддерживает все усилия сопредседателей Минской группы в этом вопросе. Именно поэтому мы готовы способствовать созданию атмосферы доверия между конфликтующими сторонами, что, на наш взгляд, поможет достижению цели — установлению мира между Азербайджаном и Арменией. — Разве для Совета Европы не важны различия между агрессором и жертвой? И, будучи авторитетной международной организацией, не вправе ли он потребовать от Армении выполнения резолюций Совбеза ООН об освобождении оккупированных территорий нашей страны?

— Мы считаем самым главным, чтобы карабахский конфликт, как, впрочем, любые конфликты, будь то внутренние или внешние, разрешался мирными средствами. Это один из важнейших принципов Совета Европы, которому мы неукоснительно следуем. Вступая в нашу организацию, обе конфликтующие страны — и Армения, и Азербайджан — обязались урегулировать карабахский конфликт исключительно мирными средствами. Договоренность об этом существует и в рамках Минской группы, и мы ее деятельность поддерживаем.

— Помимо активной работы парламентской делегации нашей страны в ПАСЕ, сотрудничество со Страсбургом проявляется и в деятельности офиса СЕ в Баку, при содействии которого реализуются различные проекты и программы. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом направлении взаимодействия Азербайджана с Советом Европы.

— Информационный офис в Баку был создан пять лет назад в связи с вступлением Азербайджана в Совет Европы в качестве механизма, в задачу которого входит распространение стандартов и принципов нашей организации. Другой важный аспект деятельности — информирование азербайджанской общественности о Европейской конвенции по правам человека и о деятельности Европейского суда по правам человека. За эти годы было проведено немало различных кампаний, цель которых — защита прав детей, борьба против бытового насилия в отношении женщин, поддержка начинания СЕ «Все разные — все равны» и многие другие.

Интересных проектов немало, основная их цель — научить уважать права человека, соблюдать их и, конечно, защищать. Причем таковым правом обладают и дети, и рядовые граждане, и даже те, кто находится в местах лишения свободы. Одним словом, все, кто в этом нуждается. Мы учим, как это делать, помогаем тем, кто этим уже занимается. Проект «Реформы пенитенциарной системы» успешно продолжается уже не первый год. Он включает в себя и тренинги для сотрудников самой системы, и работу по охране здоровья заключенных, проводимой нами вместе с Минюстом Азербайджана и представителями Международного комитета Красного Креста.

Двухгодичный проект AzPAK, завершенный буквально на днях, был направлен на оказание помощи государству в борьбе с коррупцией. Еще один проект связан с созданием органа финансового контроля, решение о котором утверждено Милли меджлисом. Для его реализации были организованы поездки специалистов в Чехию и Черногорию для обмена опытом.

— Как рождаются идеи того или иного проекта?

— Простите за банальность, но их подсказывает жизнь. Понятно, что стране, не так давно вступившей на путь независимости, необходимо многому научиться. Скажем, созданию свободной прессы, независимых политологов и многому другому. Так появилась идея медиапроекта, направленного на развитие азербайджанской журналистики, осуществленного совместно с Бакинским Славянским университетом. Или создания школы политического исследователя, действующей уже три года. В ней учатся представители неправительственных организаций в возрасте 28-35 лет. С ними работают местные и зарубежные эксперты, а итоговые занятия пройдут в Страсбурге, где они получат сертификат о завершении учебы.

— В чем, на ваш взгляд, результативность осуществляемой вами работы?

— С технической точки зрения ее определить непросто, но если возникает потребность продолжить проект на новом более высоком уровне, то это говорит о том, что он оказался эффективен и необходим той или иной категории общества. К тому же нельзя не учитывать, что процесс демократизации общества бесконечен, поскольку нет предела совершенству или, как говорят по-русски, «лучшее — враг хорошего».

— В этом году Совету Европы исполнилось 60 лет. На протяжении прошедшего периода, естественно, менялись его цели и задачи. Каковы они сегодня?

— Мандат Совета Европы — единство членов организации. И надо сказать, что он не изменился за все годы ее существования. Но это, что касается главного принципа. Другое дело, что совершенствовалась структура самого совета, появлялись новые подразделения и должности, такие, скажем, как комиссар по правам человека, недавно созданный орган GRETA — организация по борьбе с трафикингом людей. Время рождает проблемы, и Совет Европы реагирует на них.

— Особенно в сфере соблюдения прав человека…

— …и, как следствие, деятельности Европейского суда по правам человека. На днях вступил в силу Протокол 14-бис, включающий две конкретные процедуры по числу судей, рассматривающих заявления и выносящих решения по приемлемости их принятия к рассмотрению и их сути. Он будет применяться в качестве временной меры до вступления в силу Протокола №14, который до сих пор не ратифицирован Российской Федерацией.

Принятие протокола 14-бис преследует цель улучшить возможности по рассмотрению растущего числа заявлений, поступающих в Европейский суд по правам человека. 

 

 

 Азербайджанские известия. – 2009. – 14 ноября. – С. – 1-2.