Праздник семьи Велиевых 

 

Прошло 60 лет со дня основания Сумгайыта, но люди, построившие городсвоими руками, помнят те дни, словно все было вчера

 

Молодежь прибывала на стройку, объявленную Всесоюзной комсомольской, по велению сердца, по комсомольским путевкам, в соответствии с объявленной государственной программой. Начиная свою жизнь в бараках, она не задумывалась о комфортной жизни, но мечтала о будущем. Обычные сельские ребята, осваивавшие рабочие специальности под руководством большого отряда инженерно-технических работников, создавали город химиков, металлургов, энергетиков.

Гюльбахар и Имамверди Велиевыпервостроители Сумгайыта, чьи судьбы, объединенные в одну, слились с историей города, построенного их собственными руками. Для них Сумгайыт больше, чем место жительства, это начало их любви, место, связавшее их семейными узами навсегда.

Девушка с поэтическим именем Гюльбахар (весенний цветок) приехала на строительство города в феврале 1949 года, а месяцем позже прибыл ее будущий муж, Имамверди.

— Как вы, сельская девушка, приняли такое смелое решение уехать в неизвестную местность, где нет ни родственников, ни знакомых?

— Я родилась 10 января 1930 года в селе Гонагкенд Шамахинского района. Очень рано потеряла мать, даже не помню ее, а отец работал агрономом и в начале войны погиб в аварии. Нас, сирот, осталось два брата и две сестры. Я воспитывалась в семье старшей замужней сестры. Окончив школу, работала в библиотеке при сельском клубе. Отсюда и любовь к чтению. Находясь среди множества книг, нельзя было не увлечься литературой. Много читала классиков — Низами Гянджеви, Физули, Мирзу Алекпер Сабира, Джалила Мамедкулизаде, всех разве перечислишь. И русских поэтов, конечно, особенно Пушкина и многих других. Да и газеты, которые были в читальном зале, просматривала каждый день. Все было интересно. Молодая ведь была, хотелось знать, что в том мире, который за пределами нашего села. В то время в газетах много писали о моих сверстниках, которые откликнулись на призыв руководства республики строить новый город, и приехали возводить будущий Сумгайыт. Вот и я загорелась.

 

Свадьба на стройке

 

Распрощавшись с родней, Гюльбахар уехала на стройку. Здесь приехавших из районов парней и девушек уже встречали. Гюльбахар поселили в женском бараке треста «Алюминстрой». В комнате жили 25 девушек. Было шумно, весело, звучала речь на разных языках. Одни уходили в ночную смену, а другие, уставшие, возвращались с работы. Местность, на которой предстояло появиться новому городу, вначале представляла собой поля, разделенные на участки, состоящие из садов и огородов, где росли виноградники, инжир и бахчевые.

Но приехавшая из разных мест Азербайджана, да и из других уголков тогдашней большой страны молодежь жила дружно, строила город и надеялась на лучшие времена, когда у каждого будет своя квартира и, конечно, семья.

В разговор вступает муж ГюльбахарИмамверди. «Я родился в обычной семье колхозников из Кельбаджара. Приехал на стройку, как все, по комсомольскому призыву. Сначала учился в школе ФЗО — фабрично-заводского обучения (так тогда назывались учебные заведения, в которых можно было получить рабочую специальность, потом они стали именоваться ПТУ — профтехучилища)». С этого начался путь Имамверди к профессии каменщика. Сегодня он с гордостью говорит о том, что немало жилых и общественных зданий в родном городе построено бригадой, которую он возглавил, работая в тресте №1 «Алюминстроя».

Муж и жена смущенно вспоминают незабываемую дату их бракосочетания 29 марта 1951 года. Торжеств никаких не было — ни свадебного кортежа, ни приданого, ни видеосъемок. Просто перешли в семейный барак, в комнату, которую им выделил трест.

Когда дети подросли (их у Велиевых пятеро — четыре сына и дочь), Гюльбахар стала воспитателем в ведомственном детском саду. И к детям ближе, и еще одна зарплата в дом нелишняя. И хотя ее уважали и родители, и начальство, однако признание товарищей по труду и горожан в целом пришло к ней с другой стороны. Гюльбахар вернулась на стройку — маляром. Призвание нашло ее, как ни странно, дома.

— Вы работали в библиотеке, затем воспитателем в детском саду и вдруг — маляр. Как это получилось?

— С мужем мечтали иметь комфортное и красивое жилье, а пока его не было, решилась сама сделать ремонт квартиры — шпаклевала, красила стены, полы, потолки. Однажды к нам случайно зашел сосед, который впоследствии стал управляющим трестом №1, — Зульфи Гаджиев (к сожалению, он погиб

20 ноября 1991 года в вертолете МИ-8, подбитом армянами) и, заметив отличный ремонт, предложил мне вернуться в трест. Вот с тех пор, с 1962 года и до выхода на пенсию, я работала бригадиром маляров.

 

Депутатские заботы

 

Гюльбахар ханым была всегда человеком активным, интересующимся делами товарищей, коллектива. Всего в жизни добилась сама, и ей было что сказать другим, научить, посоветовать, потребовать. Это, конечно, не осталось незамеченным. Ее дважды избирали депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР. В восьмом созыве она была членом комиссии законодательных предположений, а в девятом — планово-бюджетной комиссии. Свои депутатские обязанности она выполняла, как любое дело, за которое бралась, ответственно и добиваясь конкретного результата. Сегодня она очень жалеет, что в период депутатской деятельности не вела дневника, куда можно было теперь заглянуть и вспомнить. Но, несмотря на годы, в памяти сохранилось многое. В 1976 году, например, просматривая письма с жалобами, обратила внимание на письмо от мужа и жены, работающих на стекольном заводе. Семья прожила около шести лет в финском домике, регулярно оплачивая все коммунальные услуги. Однажды при проверке паспортов милицией их вместе с тремя детьми выселили из дома из-за отсутствия прописки. Не имея в городе родственников, семья в прямом смысле осталась на улице. Гюльбахар пошла на прием к председателю горсовета Алескеру Гусейнову и сумела добиться положительного для молодой семьи решения. Их прописали в том же доме и выдали ордер на квартиру.

За период ее депутатской работы она рассматривала много писем. Как-то в конце семидесятых годов Гюльбахар ханым срочно вызвали в депутатскую комнату горсовета, сообщив, что на ее имя поступило личное письмо из Киева от Вадима Велиева. В «Строительной газете» он прочитал статью о строителе-передовике, депутате Гюльбахар Велиевой из Сумгайыта. Он заинтересовался, не приходится ли она случайно сестрой его отцу? Бабир Велиев (так звали отца Вадима) служил в рядах советской армии в Киеве, затем там женился. Когда началась война, ушел на фронт, в 1942 году погиб. Повестку о гибели мужа мать Вадима получила из Киевского военкомата. Бабир оказался однофамильцем, но Гюльбахар не оставила письмо без внимания, искала родственников Вадима через военкоматы и госархивы, обращалась по радио и с экрана TV. Среди людей, которые отзывались на просьбу депутата, были семьи, которые хотели усыновить Вадима. Но он вместе с Гюльбахар искал своих родных. И хотя поиски не увенчались успехом, Вадим обрел в лице семьи Велиевых близких друзей. Он приехал в Сумгайыт для личного знакомства. Его встретили очень гостеприимно, и, пробыв у них около месяца, Вадим подружился с ее детьми. Сын Велиевых Мехман, живущий в Киеве, и сейчас поддерживает с Вадимом самые тесные отношения. А Вадим зовет Гюльбахар своей «хала».

Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1975 году Гюльбахар Велиева была награждена орденом Трудовой славы III степени, а уже в независимом Азербайджане указом президента Ильхама Алиева — орденом «Шохрат». Имеет и медали. Одна — «За материнство», другая — «Ветеран труда».

 

Общий юбилей

 

Несмотря на возраст, Гюльбахар Велиева все так же активна. Теперь она в Совете аксакалов: общественная организация, средний возраст членов которой 70 лет, в городе известна как одна из самых дееспособных. Сейчас, в преддверии юбилея 60-летия Сумгайыта, она встречается со школьниками, студентами, приглашена на съемки для участия в фильме о родном городе.

Имамверди киши, трудно жить с такой орденоносной супругой?

Имамверди киши молча достает свои ордена — Ленина, Октябрьской Революции, Знак почета.

Трижды получал почетные грамоты Президиума Верховного Совета Азербайджана. Некоторые из наград имеют конкретный адрес: за заслуги в деле развития народного хозяйства и культуры республики (1960); в связи с вводом в эксплуатацию и освоением новых производственных мощностей химической программы (1963); за активное участие в реконструкции и досрочном пуске стана «250-2» Азербайджанского трубопрокатного завода им. В.И.Ленина (1979).

Для кого-то эти события стали фактами далекой истории, но для семьи Велиевых, их детей и внуков они значат многое. Для Гюльбахар и Имамверди Велиевых эти награды — символ того, что два человека, приехавшие молодыми из провинции на стройку, без всякой поддержки со стороны сумели состояться как личности. Им есть чем гордиться: они построили не дом даже, а целый город, посадили в нем не одно дерево, вырастили детей. Сыновья Расул, Эльдар, Натиг живут и работают в родном городе. Сын Мехман окончил два вуза — в Сумгайыте и Харькове. Сейчас обосновался в Киеве. Дочь Матанат окончила Бакинскую музыкальную академию и работает в Сальяне. Особая радость семейства Велиевых — два правнука. И хотя за плечами у ветеранов «золотая свадьба», эти два пожилых человека изумляют душевной молодостью. Юбилей родного города для них семейный праздник — они ждут его с нетерпением. 

 

 

Эльмира АЛМАСОВА

 

Азербайджанские известия. – 2009. – 14 ноября. – С. – 3.