«Мы всегда будем учитывать интересы братского Азербайджана» 

 

Намик ТАН, заместитель министра иностранных дел Турции:

 

За последние годы Турция существенно активизировала свое участие в региональных процессах и претендует на превращение в одного из ведущих игроков в геополитике Ближнего Востока, Юго-Восточной Европы, Черноморско-Каспийского региона. Заметно возросла роль Анкары и в урегулировании затянувшихся региональных конфликтов, в частности армяно-азербайджанского и сирийско-израильского. На эти темы рассуждает в своем интервью агентству 1news.az заместитель министра иностранных дел Турции, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол Турции в Израиле Намик ТАН.

 

— Какой вам видится роль Турции в современных международных отношениях?

— Своим положением между Европой и Азией, по численности населения, потенциалу, опыту построения демократии в мусульманской стране Турция очень важна для Европы. Турция является уникальной страной в том плане, что одновременно принадлежит исламскому миру (99% населения — мусульмане) и является (с 1952 года) членом Североатлантического альянса. Как член НАТО и кандидат в члены Европейского союза, Турция претендует на роль «моста» между Европой и Центральной Азией. Общность происхождения и языковая схожесть турок с народами Центральноазиатского региона служат определенным подспорьем для выполнения этой функции. Вместе с тем культурно-историческая близость с Ближним Востоком заставляет Турцию все чаще оглядываться на Восток, хотя относительно недавний исторический опыт, географическое положение и экономическая целесообразность связывают ее с Западом. Сегодня Турция активно включилась сразу в несколько переговорных процессов, связанных с острыми конфликтными ситуациями в регионе. Ядерная программа Тегерана, напряженность, возникшая между Ираком и Сирией, и, наконец, израильско-палестинский конфликт — далеко не полный список сегодняшних сфер приложения усилий турецкой дипломатии. Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу за последние пару недель провел в Анкаре лишь считанные дни. Визиты в Сирию, Грузию, европейские страны сменялись один за другим. Затем Давутоглу отправился в Иран, где добился согласия Тегерана продолжить консультации со странами Запада относительно своей ядерной программы. Нам очень приятно, что многие наши миротворческие инициативы находят отклик у соседних стран, а также у западных союзников. После последнего отказа ЕС инициировать принятие Анкары в свои ряды Турция решила доказать, что геополитический потенциал страны велик как никогда, а Европа многое теряет, отказываясь признавать в Турции равного и состоятельного партнера. Политические усилия удачно дополняются экономическими проектами. Турция следует своему пути превращения в очень важного регионального модератора, связующее межцивилизационное звено, без которого в ближайшее время будет невозможно представлять себе геополитические расклады. — Завершая свою дипломатическую каденцию в Израиле, что вы думаете о нынешнем состоянии турецко-израильских взаимоотношений?

— Турция стремится к созданию позитивной и благоприятной атмосферы на Ближнем Востоке. Взаимовыгодное стратегическое партнерство и экономическое сотрудничество между Турцией и Израилем являются прекрасным образцом этого стремления. Турция и Израиль выступают в качестве демократических стран Ближневосточного региона, который нуждается в культуре демократии. Мы имеем общий культурный базис, цивилизационную основу, у нас есть очень много схожего, и это составляет основу наших взаимоотношений. Существует достаточно много вызовов во внешней политике Турции, включая арабо-израильский конфликт, проблемы, связанные с Ираном, ливанское урегулирование, мирный диалог между Израилем и Сирией, конфликт между Азербайджаном и Арменией. Турция стремится к мирному сосуществованию на Ближнем Востоке. Если мы на минуту вообразим, что существует мир между Тель-Авивом и Дамаском, то этот мир может привести к мощной экономической активности в регионе. Мы совместными усилиями должны и обязаны принести мир на Ближний Восток.

Несмотря на негативную окраску во взаимоотношениях между странами в последние месяцы, Турция, несомненно, стратегический союзник Израиля и еврейского народа. Мы как партнеры делаем ошибки, но мы должны уметь слушать и прислушиваться друг к другу, понимать друг друга. Вместе с тем на Ближнем Востоке у Израиля нет лучшего друга, чем Турция. Между Израилем и Турцией существуют серьезное и всеобъемлющее стратегическое сотрудничество, отлаженные культурные связи. В Израиле мы создаем Турецкий культурный центр, здание которого когда-то принадлежало властям Османской империи. Несмотря на различные перипетии в современной истории, Турция никогда не разрывала дипломатических отношений с Израилем. Это еще раз доказывает наличие устойчивого взаимоуважения между еврейским и турецким народами.

— Что вы думаете о начатом процессе установления дипломатических отношений между Турцией и Арменией?

— Турция сегодня достигла важной стадии на пути установления дипломатических отношений с Арменией. Желание Турции — разрешить и урегулировать все существующие конфликты в регионе Южного Кавказа. Наша цель — поддержание наилучших взаимоотношений с соседями и установление стабильного и всеобъемлющего мира в регионе. Курс на установление дипломатических отношений с Республикой Армения — важная часть этого процесса. Хочу лишь заверить, что Турция на каждой стадии процесса будет учитывать и учитывает интересы братского Азербайджана. Азербайджан для Турции очень важная страна. Турция стремится построить совместное процветающее будущее региона с участием Азербайджана, Армении, Грузии, России и других заинтересованных сторон. Мы должны прилагать очень много усилий политического и экономического характера, и тогда мы построим прочное будущее.

— Как вы оцениваете роль азербайджанской общины Израиля в жизни этой страны?

— На протяжении трех лет моей дипломатической миссии в Израиле я наблюдал, как азербайджанцы и выходцы из Азербайджана с удовольствием участвуют во встречах, посвященных культуре и истории Страны огней. Посольство Турции в Израиле всегда поддерживало и оказывало всяческую поддержку диаспорским проектам, а также программам гуманитарного и культурного характера, инициируемым Координационным советом азербайджанцев Израиля. А такие важные даты, как День Республики или День памяти жертв Ходжалы, азербайджанская диаспора проводит при нашей моральной поддержке. Я всегда охотно участвовал в данных мероприятиях и проявлял искреннее внимание к азербайджанской диаспоре. Мне часто приходилось наблюдать, что из-за отсутствия азербайджанского посольства в Израиле представители диаспоры брали на себя роль организаторов мероприятий, посвященных ярким, а иногда и трагическим страницам истории Азербайджана. Именно эти люди организуют мероприятия своими силами, опираясь на собственный энтузиазм, понимая ту высокую ответственность, которую возлагают на себя, представляя Азербайджан. Двусторонние азербайджано-турецкие взаимоотношения базируются на единстве языка, культуры и ментальности и основаны на принципе, провозглашенном общенациональным лидером Азербайджана Гейдаром Алиевым: «Один народ — два государства». Азербайджан и Турцию объединяет общая история, наши народы веками жили и творили вместе. Наши традиции, культура, язык, корни — это мощная основа для дальнейшего развития. Сегодня турецкие и азербайджанские диаспорские организации во всех странах осуществляют совместную деятельность, они выступают с единой позиции в предотвращении мер, направленных против Азербайджана и Турции. В связи с этим я хочу подчеркнуть, что вижу в азербайджанской общине Израиля подлинных представителей лобби тюркского мира, которые готовы защищать интересы Азербайджана и Турции в этом стратегическом регионе мира. 

Азербайджанские известия.- 2009.- 3 октября.- С. 1-2.