Тюркский вектор 

 

Азербайджан укрепляется в роли геополитического центра, связующего Малую и Центральную Азии

Во внешней политике нашей страны отношения с тюркскими государствами занимают особое место. В цивилизационном отношении Азербайджан, Турцию и страны Центральной Азии связывают многовековые культурные, религиозные и, разумеется, этнические узы. Братское единство наших народов было продемонстрировано и на состоявшемся в Нахчыване IX саммите тюркоязычных государств.

 

В рамках тюркской интеграции, потенциально выступающей в качестве одного из весомых объединительных процессов на Евразийском пространстве, за последнее время произошли весьма серьезные события. В конце сентября в Баку состоялось первое пленарное заседание Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран (ТюркПА), созданной согласно решениям прошедшего в 2006 году в Анталье VIII саммита тюркоязычных государств и прошлогодней встречи в Стамбуле руководителей парламентов Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Турции. Подтверждением развития связей между тюркоязычными странами в более широком формате стало принятие в Баку устава ТюркПА, формирование секретариата и определение бюджета организации.

Очередным этапом углубления тюркской интеграции явилась реализация в ходе Нахчыванского саммита инициативы президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о создании новой организации — Совета сотрудничества тюркоязычных государств, иначе Тюркского совета, целью которого объявлено укрепление связей в экономике, культурно-гуманитарной сфере, в области экологической безопасности. По мнению президента Кыргызстана Курманбека Бакиева, «подписание соглашения о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств представляет уникальный шанс для объединения усилий тюркоязычных стран».

Важно отметить при этом, что роль моста, связующего европейскую и азиатскую части тюркского мира, играет Азербайджан. Эта роль в одинаковой степени сказывается как в культурно-гуманитарном, так и политико-экономическом взаимодействии тюркских стран. В данном контексте следует рассматривать и предложение президента Азербайджана Ильxaма Aлиeва о создании Фонда организации ТЮРКСОЙ, мотивированное необходимостью усилить взаимодействие в области реставрации исторических памятников, развития межкультурных связей в тюркском мире. Поддержав инициативу азербайджанского лидера, Нурсултан Назарбаев дополнил его предложением создать в рамках фонда Тюркоязычную академию, которая будет заниматься изучением и исследованием языков и культуры тюркских народов.

Но главное значение Нахчыванского саммита заключается в том, что, пожалуй, впервые на официальном уровне сделана заявка на превращение в перспективе тюркского сообщества в один из силовых центров мировой политики. В частности, не исключается трансформация в будущем Совета сотрудничества тюркоязычных государств в авторитетную международную организацию, обладающую всеми возможностями воздействия на ход развития глобальных и региональных политических процессов.

«Если мы будем вместе, если будем выступать по определенным вопросам с единой позиции и укреплять это единство систематической работой, — подчеркнул Ильxaм Aлиeв, — то наши международные позиции еще более упрочатся. Ведь тюркоязычные страны располагают всеми возможностями — есть природные ресурсы, нефтегазовые месторождения, благоприятное географическое положение, мощные экономики, талант людей, новая инфраструктура. Если собрать все эти возможности воедино и сконцентрировать их, то тюркоязычные страны превратятся в большую силу в мировом масштабе».

С этим согласились и остальные участники саммита. Так, например, Бакиев выразил уверенность в необходимости возрастания роли тюркского мира в международной политике. А Назарбаев, напомнив о владычестве наших предков «на широких равнинах от Средиземного моря до Алтая» и оставленном ими великом ценностном наследии, подчеркнул, что «в соответствии с велением времени политические связи между тюркскими государствами должны вступить в новый этап».

Так что Нахчыванский саммит, действительно, может стать важной вехой на пути формирования политической интеграции на тюркском пространстве. Хотя следует признать, что пока не все страны проявляют должную активность в этом направлении. Так, Туркменистан был представлен на тюркской встрече в верхах заместителем председателя Кабинета министров Хыдыром Сапарлыевым, а Узбекистан вовсе не посчитал нужным делегировать на саммит своего представителя. Причиной отсутствия на саммите туркменского президента Гурбангулы Бердымухаммедова называлась его позиция относительно принадлежащих Азербайджану, но оспариваемых Ашгабатом нескольких нефтегазовых месторождений в Каспийском море. А неучастие узбекского лидера Ислама Каримова в Нахчыванской встрече, скорее всего, является продолжением и ранее выражавшейся Ташкентом незаинтересованности в активизации тюркских интеграционных процессов. Впрочем, очевидно, что все эти издержки носят временный характер. Тот же Узбекистан на двустороннем уровне имеет самые тесные отношения с тюркскими государствами, в том числе и с Азербайджаном. Поэтому нет сомнений в том, что Ташкент, равно как и Ашгабат, признает вскоре целесообразность сотрудничества в более широком формате в рамках тюркского объединения. В этой связи можно вспомнить наше недалекое общее прошлое: несмотря на относительную сдержанность в развитии диалога Азербайджана, да и Турции, с центральноазиатскими странами в начальные постсоветские годы, характеризовавшиеся становлением независимой государственности бывших союзных республик, сотрудничество между ними уже через какое-то время поднялось на качественно новый уровень и открыло огромные перспективы стратегического партнерства.

Возвращаясь же к азербайджанской стратегии отношений с тюркскими странами, следует сказать, что она регулярно дополняется новыми достижениями. Последним примером являются заключенные в канун Нахчыванского саммита, по итогам бакинских переговоров Ильxaма Aлиeва и Нурсултана Назарбаева, соглашение «Об использовании азербайджанской инфраструктуры для транспортировки казахстанской нефти» и меморандум «О разработке ТЭО транскаспийского проекта транспортировки нефти». Эти и другие подписанные в Баку азербайджано-казахстанские документы, затронувшие, в частности, сотрудничество сторон в сферах торговли и сельского хозяйства, президент нашей страны расценил как «очень важные соглашения», создающие «прекрасные условия для диверсифицированных поставок в будущем нефтегазовых ресурсов Казахстана на мировые рынки через территорию Азербайджана». Все это подтверждает, что Астана остается приоритетным партнером Баку в регионе Центральной Азии.

Натиг Назимоглу

Известия.- 2009.- 9 октября.- С. 7.