ГВАРДИИ ЕФРЕЙТОР ДЖАБИ АБАСОВ

 

«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Эти слова, высеченные на могиле Неизвестного солдата, волнуют каждого, кто приходит сюда отдать дань памяти воину-победителю, живым и мертвым участникам самой кровопролитной войны в истории человечества. Великая Отечественная война 1941—1945 годов унесла жизни более двадцати миллионов человек, грудью вставших на защиту Родины. В боях за честь и независимость Отечества пали смертью храбрых отцы и дети, братья и сестры огромной дружной семьи бывшего могучего интернационального государства. Вечная слава погибшим!

И пока живо человечество, населяющее одну шестую часть Земли, герои Великой Отечественной будут жить в памяти народной.

Прежде чем приступить к рассказу об одном нашем соотечественнике, смелом защитнике Родины и непосредственном участнике Великой Отечественной войны гвардии ефрейторе Джаби Гуммет оглу Абасове, необходимо сделать следующие пояснение.

Дело в том, что до начала июньского вторжения немецко-фашистских войск на территорию СССР на действительную военную службу в рядах Советской Армии призывалась молодежь, достигшая девятнадцатилетнего возраста. Повторяю, девятнадцатилетнего, а не восемнадцатилетнего, как это было узаконено уже после войны.

 

Абасов Джаби родился 15 мая 1920 года в тогдашнем пригороде Баку, селении Зых. Здесь же окончил среднюю  общеобразовательную школу №65, после чего устроился работать физруком в ФЗУ. ФЗУ — раннее название профессионально-технического училища. Обо всем этом я узнал уже при встрече с ним, с Джаби  даи, как ласково  называют его сельчане.

Джаби даи высокого роста, богатырского телосложения. Несмотря на почтенный возраст — в мае будет отмечаться, если позволит Всевышний, его девяностолетие, — выглядит бодро, по-армейски подтянуто. Он немногословен, сдержан, где-то строг, но удивительным образом излучает тепло, передающееся окружающим.

Самое первое, что приятно поразило меня при знакомстве с бывалым солдатом, это маленькое фото Гейдара Алиева, прикрепленное к лацкану пиджака. Пониже — боевые награды и медали, полученные на фронте и после войны.

Джаби даи, объясните, пожалуйста, почему вас не призвали в армию в мае 1941 года, когда вам стукнуло уже двадцать лет?

— А я работал в ФЗУ, и нас, преподавателей, на фронт не брали. Смотрю, все мои друзья, однокашники, соседи, товарищи едут защищать Родину, а на меня, как на негодного, не обращают внимания. Мне стало очень обидно, и я направился в военкомат. Там мне вежливо разъяснили — чтобы попасть в действующую  армию, необходимо поменять работу.

Через сутки я уволился, потом стал работать плотником. Снова подал заявление в райвоенкомат. Потом — ускоренные курсы шоферов в автошколе.

На фронт Джаби Абасов  попал лишь в мае 1942 года. Воевал на Украине в составе 1696-го  зенитно-артиллерийского полка. Потом был переведен в 300-й Гвардейский полк, входивший в 8-ой Танковый корпус генерал-лейтенанта Попова. А полком командовал полковник Матвеев — доброжелательный и отзывчивый человек, таким командир запомнился на всю жизнь своим подчиненным.

Основная работа ефрейтора Абасова — своевременная доставка снарядов и боеприпасов, буксировка тяжелых зенитных и артиллерийских установок к месту назначения.

Навсегда запомнились бойцу те тревожные дни у единственной переправы через Днепр — понтонного моста, который бдительно охранялся и днем, и ночью. Сюда, на мост, подтянули зенитную установку, которая регулярно отгоняла многочисленную вражескую авиацию — тяжелые бомбардировщики «Фокке-Вульф» и истребители «Мессершмитт». Под непрекращающимся перекрестным огнем боевые части Советской Армии переправлялись на тот берег, неся значительные потери в живой силе и технике. Это был настоящий ад, описать который невозможно в двух словах. От ударов авиации вспыхивали пожары, шли на дно груженые автомобили, боевая техника. А главное — гибли люди, бесстрашные, одухотворенные, верившие в идеалы родного Отечества.

В каждой схватке с врагом сын Азербайджана Джаби Абасов проявлял чудеса храбрости и беспримерного мужества. Смотрел прямо в лицо смерти и тогда, когда заменил убитого зенитчика. Выскочив из кабины грузовика, он прильнул к установке и несколькими очередями прогнал прочь немецкий бомбардировщик, регулярно круживший и методично сбрасывавший смертоносный груз.

За этот бой позже ему была объявлена первая благодарность Верховного главнокомандования. Кстати сказать, всего их — пять. А орденов, медалей, знаков отличия — двадцать восемь.

Джаби Абасов принимал самое активное участие в освобождении Киева, Минска, Белгорода, Люблина, Варшавы, Праги и многих других населенных пунктов.

Среди боевых наград гвардии ефрейтора — орден Отечественной войны I степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и другие знаки отличия, которые в силу возраста не вспомнил пожилой солдат. Да оно и неважно, важно то, что Джаби даи ушел в 1942 году бить фашистов по велению собственного сердца, по зову души, воспитанной в лучших традициях смелого азербайджанского народа. Ратному пути такого героя можно только позавидовать.

«Гвардии рядовому Абасову Джаби Гумметовичу. За отличные боевые действия, Вам, участнику боев при освобождении городов Польши Цеханув, Новое Място (приказ №224 от 17 января 1945 г.), Дзялдово  (Зольдау) приказ №232 от 19 января 1945 г.) Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталин объявил благодарность. Командир части — печать, подпись».

Взволнованно читаю следующий документ, полустершийся от времени, прошло ведь целых шестьдесят пять лет, и чувство невыразимой гордости за скромного земляка Джаби Гуммет оглу Аббасова возносит высоко за облака.

«Гвардии рядовому Абасову Джаби Гумметовичу. За отличные боевые действия Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталин Вам — участнику блестящих побед над немецко-фашистскими захватчиками объявил благодарность  за овладение крепостью Прага (дальше — стерто. Прим. авт.). Варшавы — приказ от 14 сентября 1944 г. (дальше — стерто. Прим. авт.). Ко... (дальше — стерто. Примвт.). Печать (дальше — стерто. Прим. авт.)».

Боевых поединков, схваток  рукопашного боя у Д.Абасова более чем предостаточно. Но об одном таком эпизоде хочется рассказать несколько поподробней.

После взятия украинской станции Дарница — важного стратегического железнодорожного узла — бойцам

300-го Гвардейского полка дали короткую передышку. Кроме того, ожидалось прибытие эшелонов с подкреплением, продовольствием, топливом.

На станции, освобожденной от немцев, выставили часовых. На следующий день прибыл первый эшелон с нефтью, спиртом. Началась разгрузка медикаментов.

И вдруг, как гром среди ясного неба, налетела вражеская авиация.

Через сутки снова все повторилось. Провизия, бензин, нефть, обмундирование, с таким трудом собранные в тылу, подверглись воздушной атаке противника.

Стало ясно — на станции притаился враг, который регулярно подает своим условные знаки. Поиски ни к чему не привели, лазутчик был неуловим.

Следующей ночью на пост заступил Джаби Абасов. Обходя груженый состав, он, скорее по наитию, обратил внимание на почти разрушенный двухэтажный домик стрелочника. Ему показалось, что кто-то там наверху зажег спичку. Выждав и внимательно приглядевшись, рядовой  понял — это не спичка, озарившая темень, а красная сигнальная лампа.

Решение пришло не сразу. Жалко было будить уставших товарищей. Недолго раздумывая, Абасов подполз к сторожке и стал подниматься. Неожиданно упал камень с выступа, за который он хотел ухватиться. Этот шум, конечно же, привлек внимание немца.

В ночной тиши завязалась ожесточенная драка. Обер-лейтенант оказался здоровым малым и в первые же минуты повалил Абасова. Хрипя от ярости и что-то приговаривая на своем, немецком, он стал душить рядового, обдавая последнего перегаром шнапса. Немец буквально кипел, злоба переполняла все его существо. Собрав свои силы, Абасов вскинул ноги и зажал голову «фрица» в «ножницах». В сознании, как в документальном фильме, с молниеносной быстротой промелькнули кадры прощания с убитыми друзьями. Немец конвульсивно задергался, потом отпустил бойца. Абасов выскочил из-под врага, который уже был в бессознательном состоянии. Сначала обезоружил, затем связал по рукам и ногам.

Гитлеровец, нанесший значительный урон, был обезврежен и доставлен в расположение части. И сегодня, спустя десятилетия, украинцы помнят отважного азербайджанца Джаби Абасова, гвардии рядового из 300-го Гвардейского полка 8-го танкового корпуса, боевой и доблестный путь которого пролег до самого Берлина. Об этом свидетельствует Указ Президента Украины от (привожу слово в слово на украинском) 14 жовтня 1999 року — награждение медалью «Захиснику Витчизни».

К мирной жизни Д.Абасов возвратился в 1946 году. Вернулся в родной Зых, что на территории Сураханского района Баку. Работал сначала водителем, затем возглавил автоколонну. Ныне — на заслуженном отдыхе.

Как признается бывший солдат, отдых — не для него. Он, как и прежде, несмотря на возраст, снова в строю, руководит Зыхской секцией ветеранов ВОВ и одновременно является председателем Совета Старейшин. Истинный патриот, в таком же духе воспитывает детей, внуков, правнуков.

Среди многочисленных боевых и послевоенных наград есть медаль «Ветеран войны 1941—1945 годов», выданная в ознаменование 55-ой годовщины Великой Победы Распоряжением Президента Азербайджанской Республики

Гейдара Алева, которой особенно дорожит Джаби Абасов. Рядом с ней, уже на другом, выходном костюме, также прикреплена фотокарточка незабываемого лидера.

 

Бахыш БАБАЕВ

Бакинский рабочий.-  2010.- 8 апреля.- С.  4.