РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ ПРИШЛА

В ДОМ КАЖДОГО ГЯНДЖИНЦА

 

Распоряжением Президента Азербайджана исполнительной власти города Гянджа выделены  средства в размере три миллиона манатов на ремонт и реставрацию комплекса «Имамзаде». Гянджинцы, прослышав о решении главы государства, не могли сдержать свою радость.  Мыслями и чувствами  на сей счет они поделились на собраниях, которые прошли во многих организациях города. Такую активную жизненную позицию можно объяснить тем, что в  истории Гянджи был период, когда гянджинцев  в день Ашуры не допускали к «Имамзаде», а ныне не только выделяют деньги на его реставрацию, но и готовят к выпуску солидную монографию, посвященную этому религиозно-историческому комплексу. Кстати, в ее подготовке активное участие принял Гянджинский  региональный научный центр Национальной Академии Наук Азербайджана. Что прослеживается за упомянутым выше распоряжением главы государства и этой монографией? Об этом беседа нашего  специального корреспондента с директором упомянутого  центра членом-корреспондентом НАНА доктором химических наук заслуженным деятелем науки Азербайджанской  республики  Фуадом Алиевым.

 

Фуад  муаллим,  думаю,  невозможно говорить о «Имамзаде»,  не говоря о исламе как религии в целом. Если вы не против, то мы все же начнем нашу беседу  именно с этого  святого для каждого гянджинца комплекса. Как он появился на  свет?

— «Имамзаде» считается одним из ценных образцов средневековой азербайджанской архитектуры. На это также указывает и сохранившаяся надпись на арабском языке, гласящая, что мавзолей был возведен в честь одного из потомков четвертого халифа Али, зятя Пророка Мухаммеда. По традиции потомки этого халифа носили титул «имам». Согласно сохранившейся надписи можно говорить о том, что здесь захоронен Ибрагим, сын имама Мухаммеда Багира, скончавшегося в 120 году хиджры, то есть в

VIII веке.

В данный комплекс входят: мавзолей имама, несколько иных мавзолеев, мечети, а также подсобные помещения. Рядом с комплексом находится  старинное кладбище, надгробные стелы которого являются шедевром искусства средневековых резчиков-каллиграфов.

Прямоугольный в плане мавзолей «Имамзаде» завершается куполом на цилиндрическом основании. Сам купол покрыт разноцветным поливным кирпичом и отделан орнаментально декорированными голубыми изразцами. Со всех сторон мавзолея, за исключением юго-восточного фасада, к нему примыкают различного рода пристройки. Считающийся одним из ценных образцов средневековой азербайджанской архитектуры «Мавзолей Имамзаде» сохраняется до сегодняшнего дня как величественный религиозно-исторический комплекс. На протяжении веков это святилище было местом паломничества мусульман из Азербайджана, а также других стран. Эта традиция сохраняется и по сей день.

— Говоря «паломничество», вы имеете в виду массовое посещение гянджинцами «Имамзаде» в период Ашуры?

— Не  только. Однако согласен, что слово «паломничество», без преувеличения, можно употребить именно в  день  Ашура.  Поскольку, говоря о комплексе «Имамзаде», невозможно не говорить о исламе в целом, то скажу вкратце об этом траурном дне, каким является Ашура. Примерно 1367 лет назад близ иракского города Кербала вместе с 71 соратником  от рук 30-тысячного войска Йезида ибн Муавии мученически погиб внук пророка Мухаммеда, сын имама Али Имам Хусейн. Войско Йезида пленило и сослало в город Шам родных и соратников имама Хусейна. В исторических источниках отмечается, что взошедший после смерти Муавии ибн Абу Суфьяна на престол его сын Йезид был неверным и распутным человеком, проводившим свое время за азартными играми. Более того, потомство Абу Суфьяна, захватившее власть, намеревалось уничтожить ислам, и вернуть умму к временам невежества. Такая  ситуация обеспокоили имама Хусейна  и он  призвал Йезида отказаться от поступков, не подобающим халифу. Имам Хусейн заявил, что в противном случае он восстанет против халифа, чтобы защитить исламскую религию. В свою очередь, Йезид предложил ему большую сумму для признания его власти, пригрозив в случае отказа смертью. Имам Хусейн отказался от этого предложения и заявил, что готов пожертвовать собой ради сохранения ислама. Так оно и произошло: имам Хусейн мученически погиб вместе с 71 соратником  близ Кербалы.

Упомянутое восстание  заставило очнуться людей от сна и свело на «нет» усилия дьявольского режима. Люди потянулись к семейству пророка — это было время, когда число шиитов росло день ото дня. События, вызванные трагедией в день Ашура, остановили возврат к временам джахилии. Это было новое дыхание ислама, и это дыхание открыл имам Хусейн своей мученической смертью.

Тысячи верующих в эти дни  посещают мечети, занимаются благодеянием, посещают  святые места. В Гяндже таким местом является комплекс «Имамзаде». И это закономерно. Все мусульмане обязаны имаму Хусейну. Если бы не его героический поступок, то  об исламе вспоминали бы как о некоем еретическом течении. Никто бы не знал о намазе, посте, хадже, зякате и других положениях ислама.

— Если следовать вашей мысли, то выходит, что сегодня  никто не вспоминал бы пророка Мухаммеда, ничего не знал бы о Коране. Фуад муаллим, но ведь трудно поверить, что такое могло бы случиться.

— Действительно, трудно. Почему?  Объясню. Наша священная книга Коран косвенно свидетельствует о существовании Всевышнего.

Фуад муаллим, так и хочется спросить: а есть ли Бог?

— Когда кто-то задает вопрос: «А есть ли Бог?», наиболее правомерным ответом будет: «А кто, собственно, спрашивает»?  А если серьезно, то у каждой конструкции есть свой создатель. Смотря на все  вокруг нас — планеты, космос, природа, люди, животные и т.д. — как не будешь верить во Всевышнего. Более  того, в течение всей истории человечества, во всех культурах мира люди были уверены в существовании Бога.

Может ли кто-то со всей уверенностью утверждать, что все эти люди ошибались? Миллиарды людей, представляющих различные социальные, интеллектуальные, эмоциональные и образовательные круги пришли к выводу, что существует Творец, Бог, достойный поклонения. И это не гипотеза. Рассмотрим в этой  связи человеческий мозг. Он перерабатывает более миллиона сообщений в секунду. Наш мозг взвешивает важность всей информации, отсеивая относительно маловажную. Мозг, который перерабатывает более миллиона единиц  информации каждую секунду, одновременно оценивая ее важность и позволяя нам оперировать наиболее значимой для нас в данный момент, не мог  возникнуть по простой случайности? Лишь разум, преобладающий над человеческим, был способен создать человеческий мозг.

Бог есть, и мы можем наблюдать проявления его воли. Это мнение многих ученых, они не просто верят в Создателя, а опираются на некие знания. Сегодня немалая часть известных ученых — биологов, физиков, астрономов — уверены, что при возникновении мира без Создателя не обошлось. Уж больно по сложным законам мы развиваемся, чтобы все объяснять эволюционными процессами. Когда около 300 лет назад ученые изобрели микроскоп и стали изучать, что происходит внутри клетки, процессы удвоения и деления хромосом вызвали у них ошеломляющую реакцию: «Как такое может быть, если бы все это не было предусмотрено Всевышним?!» Действительно, если говорить о том, что человек появился на Земле в результате эволюции, то с учетом частоты мутаций и скорости биохимических процессов для создания человека из первичных клеток понадобилось бы времени много больше, чем возраст самой Вселенной. Возьмем физические константы, которые однозначно задают устройство нашего мира: гравитационная, магнитная, радиус боровской орбиты и пр. Лет 30 назад один из ученых показал, что если эти константы изменить хотя бы на 1% (а они измерены с точностью от 10-го до 30-го знака после запятой), мир был бы неустойчив, не возникло бы ядер и электронных орбит. То же самое можно сказать про Космос. Почему планеты вращаются по строго заданным орбитам, а не по каким попало? В общем мир, в котором мы живем, устроен по сложным законам, его устойчивость в том числе определяют и константы.

Другой пример. Знаменитый океанолог Жак Ив Кусто, исследовавший химический состав вод Красного моря на месте слияния его с Баб-эль-Мандебским проливом, совершенно случайно обнаружил, что на этом месте химический состав этих водоемов отличается друг от друга. То есть вода Красного моря сохраняет свой химический состав и не смешивается с компонентами Баб-эль-Мандебского пролива. Пытаясь понять причины этого явления, доктор Кусто обнаружил некую водную разделительную полосу на месте соприкосновения этих вод, которая имела особый химический состав и не давала смешиваться двум морским бассейнам. Эту полосу он назвал фронтом.

По приезде в Париж он рассказал об этом своему другу, доктору Морису Букайлю, которому, кстати, принадлежит заслуга открытия многих чудес Корана. Последний же вспомнил об аяте, смысл которого ему не был до этого понятен и сказал доктору Кусто о том, что он не первый, кто узнал об этом, и что первым человеком, узнавшим об этом, был Мухаммед, получивший от Аллаха это откровение: «Он (Аллах) разъединил моря, которые готовы встретиться. Между ними преграда, через которую они не устремятся. Какое же из благодеяний вашего Господа вы сочтете ложным? Выходит из них обоих жемчуг и коралл» (Коран 55:19-22).

До недавнего времени все комментаторы Корана неправильно понимали смысл этих слов, т.к. они считали, что речь идет о пресных и соленых водоемах. Однако аят №22, который говорит о том, что «выходит из них обоих жемчуг и коралл», свидетельствует о том, что здесь речь идет о соленых водоемах, потому что жемчуга и кораллов не существует в пресных водах.

После этого открытия с искусственных спутников Земли были получены снимки, которые показали, что такие водные преграды существуют во всех регионах мирового океана.

Словом, аяты Корана не противоречат науке. Напротив, они  подтверждают самые новейшие научные достижения. Религия и наука в исламе взаимодополняют друг друга.

В подтверждение этому можно привести конкретные доказательства из различных областей биологии, астрофизики, медицины, метеорологии и др. Имеющиеся факты являются серьезным доказательством божественного происхождения Корана в связи с тем, что в VII веке нашей эры Пророк Мухаммед просто не мог знать этих фактов.

Задуматься заставляет и другое. В частности, в то время, как во всем мире бытовали антинаучные представления о мироздании, исламский мир быстро прогрессировал и накопил огромный научный потенциал. Здесь следует обратить внимание, что развитие наук в исламских обществах абсолютно не преследовалось религией, а, наоборот, поощрялось. Достаточно сказать, что все астрономические наблюдения и открытия до XIV века были сделаны мусульманскими учеными. Однако эти открытия никогда никого не беспокоили, в отличие от Европы средних веков. К примеру, Галилей под давлением церкви отрекся от гелиоцентрической теории Вселенной.

Это проистекает из самой сущности ислама, и самое главное, ее первоисточника — Корана. Дело в том, что понятия «наука» и «религия» в исламе никогда не противопоставлялись друг другу, в связи с тем, что в Коране не существует ни одного несоответствия этого писания научным достижениям.

В священной книге мусульман четко устанавливается причинно-следственная связь всех явлений во вселенной. Причиной всего является Аллах — единый Творец, — у которого нет сотоварищей ни в сотворении, ни в поклонении. А все сложнейшие процессы, происходящие в природе, Космосе или даже клетке любого организма, это всего лишь следствие или акт Божественного действия, посредством которого Он творит все это. Таким образом, все, что познается человеком, будет подтверждать существование Бога, а не опровергать этот факт.

Фуад муаллим, значит ли это, что за каждым религиозным памятником, к примеру, «Имамзаде»,  мы должны видеть лишь Всевышнего?

— Недавно я встретился со своим лечащим врачом. Разговорились. «Доктор, я очень верю в вас» — говорю ему. В ответ  слышу: «Надо верить не в  меня,  а в Бога». Мудрые слова. Это напутствие, уверен, знакомо каждому человеку. Многие из них частенько посещают «Имамзаде». И они действительно видят за этим комплексом Всевышнего, поскольку  только ему раскрывают свою душу, просят о  исполнении того или  иного желания. И в эти дни, как мне рассказывали, немало гянджинцев, придя в «Имамзаде», выражали свое удовлетворение тем, что нынешняя власть не дистанцируется от религии, а наоборот, делает все возможное для ее расцвета. Добавлю: для духовного расцвета нации в целом. В этом плане ценность упомянутого выше распоряжения Президента  Ильхама Алиева не поддается измерению. Да благословит Всевышний все его решения .

Фуад муаллим, спасибо за  интересную беседу. Не скрою, после нее над  многими вещами по-иному начинаешь задумываться.

 

Вагиф АБДУЛЛАЕВ,

заслуженный журналист

Азербайджанской Республики

Бакинский рабочий.- 2010.- 10 апреля.- С. 4.