ЭТО БАХЧИСАРАЙ НА ВЫСШЕЙ СТУПЕНИ...

 

В 1826 году побывавший в Шеки друг Александра Пушкина, герой Отечественной войны 1812 года генерал Н.Раевский писал своим родным: «Я нахожусь в лагере, в двух переходах от Нухи, столицы Шекинского ханства… Страна, которую я проезжаю, восхитительна…  Нуха чудесна, это Бахчисарай на высшей ступени».

Эти слова, сказанные в начале девятнадцатого столетия, открывают перед нами целый пласт истории и культуры, связанный с одним из чудесных уголков Азербайджана — Шеки. Расположенный живописным зеленым амфитеатром на южных склонах Большого Кавказа, на фоне белоснежных вершин, город упоминается в письменных источниках еще VIII века нашей эры, в частности, в «Истории агван» и «Истории халифов» говорится об области  и городе Шаке. Арабский автор второй половины Х столетия Ибн Хаукаль даже отмечает город на своей карте.

 

Пройдя долгий и сложный путь развития, город  не один раз подвергался разрушению врагами, но сильнее всего он пострадал от мощного селевого потока горной реки Киш в 1772 году, после которого его решили не восстанавливать, а попросту перенести в другое место.

Здесь начинается новый этап становления города, который вбирает в себя традиции не только местной архитектуры, но и европейской, и русской. Но, несмотря на смешение стилей, Шеки не перестает оставаться чисто восточным городом, с колоритом, который не встречается нигде более.

Только первые жилые дома нового города с окружающими их приусадебными участками, стенами, возведенными из необожженного сырцового кирпича, носили временный характер. Позднее сооружения стали возводить из камня и обожженного кирпича. Это не только не портило вид города, но и придавало облик, свойственный только ему одному. Именно из-за смешения стилей он так привлекателен для туристов и исследователей городской архитектуры.

Среди всего разнообразия архитектурных  ансамблей Шеки — будь то Дворец шекинских ханов, мечети, жилые и хозяйственные сооружения — нельзя не отметить расположенный в центральной части города так называемый дом Шекихановых, принадлежавший младшей ветви правящей династии. Своим внешним видом он мало чем отличается от ему подобных, но внутреннее убранство нуждается в более полном его описании.

Двухэтажное здание, как это было принято в то время, разделяется на первый — жилой этаж и второй — парадный. И если первый этаж довольно скромен, то покои второго этажа чем-то напоминают покои Дворца шекинских ханов.  Выходящие во внутренний двор широкие окна обрамлены резными рамами — шебеке, искусство изготовления которых было прекрасно развито местными мастерами. Стены главного, парадного, зала опоясаны расписным растительным орнаментом — ирефом.  Сами же стены — это настоящая картинная галерея, где представлены персонажи из произведений великого Низами Гянджеви. На одних изображена сцена из  «Хосров и Ширин», когда Фархад, убитый ложным сообщением о смерти Ширин, ваяет ее фигуру в Бисутунских скалах, на  других — семь красавиц, Меджнун и Лейли и так далее. Восхищение вызывает техника росписи одежды литературных героев «Хамсе», их покров, полностью соответствующий традиции того времени, что делает изображения ценным материалом для изучения их этнографами и модельерами.

Не менее живописными являются несколько ваз, нарисованных на стенах, прекрасно расписанных разнообразным орнаментом, в основании которых изображены животные и птицы.  И что интересно, эти изображения не повторяются, а сменяют друг друга под каждым литературным сюжетом.  Например, над Хосровом  — попугаи, над Ширин — косули, у изображения Меджнуна — павлин, над славянской красавицей — олени. Потолок парадного покоя  также покрыт росписью, по углам украшен мозаикой из зеркал. По центру потолка расположен медальон, на котором  изображены парящие ангелы.

Камин парадного покоя отличается по своему оформлению от камина, расположенного на первом этаже.  Прекрасно орнаментированный букетами роз, он явно не предназначен для повседневного использования.

И сегодня, спустя несколько столетий, посетителей Дома Шекихановых поражает та  продуманность всех композиций, как архитектурных, так и изобразительных, что делает их привлекательными и по сей день.

 

Искендер ГАДЖИ

Бакинский рабочий.- 2010.- 4 декабря.- С.8.