В БАКУ ЗАВЕРШИЛСЯ ЧЕХОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

 

Нынешний, 2010-й, год стал юбилейным для фестиваля, посвященного 150-летию со дня рождения великого русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова. По всему миру — от Санкт-Петербурга, Казани, Ялты и других городов России до Парижа, Мадрида, Вены, Берлина, Стокгольма, Чикаго, Монреаля, Рио-де-Жанейро — в уходящем году были показаны программные спектакли. И для каждого города Международная конференция театральных союзов подготовила специальную программу, состоящую из ярчайших спектаклей, в то или иное время участвовавших в Чеховском фестивале в разные годы.

 

В Баку 12 ноября стартовал проект «Шелковый путь» Международного театрального фестиваля им.А.П.Чехова, Союза театральных деятелей при поддержке Министерства культуры и туризма Азербайджана и МФГС стран СНГ и осуществленного генеральным партнером Чеховского фестиваля — компанией Pro-Cent.

В течение трех недель на сценах Русского драматического театра имени С.Вургуна и Театра юного зрителя были показаны спектакли «Оратория Аурелии» Виктории Тьере-Чаплин, «Свадьба» — Владимира Панкова и «Дождь» — канадского цирка «Элуаз». Все они в какой-то мере позволили ощутить те веяния, которые характеризуют современное театральное искусство в мире, характер, направление его развития, приобщиться к ним и испытать радость встречи с талантливыми мастерами своего  дела, чувство благодарности организаторам проекта.

Все три спектакля — это плод огромного труда трех разных по мироощущению и мировоззрению, творческому «почерку», стилю режиссеров, коих объединяет одно общее качество — талант и стремление к совершенству, новаторству в своем деле, благодаря чему каждая постановка оставила свой неповторимый след в зрительской памяти.

Если Виктория Чаплин, используя все традиционные жанры современного французского цирка — от акробатики до хореографии, а также новейшие технические достижения — видео, компьютерную графику, современную механику — создала необычный спектакль-сказку о прекрасной девушке, в жизни которой реальность переплетается с фантастикой, где рассказ о ней ведется языком жестов и образов, цветовых и световых эффектов, стремительного полета человеческого тела то ли во времени и пространстве, то ли по жизни, на фоне искусственно создаваемой неустойчивости своеобразных декораций-занавесей, языке, воздействующим на подсознание зрителя, то спектакль в жанре музыкальной драмы (soundrama) «Свадьба» (по одноименному водевилю А.П.Чехова) талантливого московского режиссера Владимира Панкова — это попытка, вернее, новаторский способ «говорить» со зрителем о серьезных вещах, затрагивающих нравственность человека, на языке музыки, слова и танца, где ведущую роль играет  звукзвучание Слова, музыкальных инструментов, как народных, так и скрипки, контрабаса, валторны, аккордеона, свирели, гавайской гитары, каждый из которых привлекает свою ноту, краску, помогая раскрытию художественного замысла, идеи режиссера.

Волей режиссера в широко известном произведении Чехова открывается и даже усиливается иной подтекст, и водевиль превращается в драму, трагедию, сатиру на некоторые современные нравы. На протяжении около двух часов на глазах зрителей динамично развивается действо обычной свадьбы, но разыгранное необычными, нетрадиционными театральными средствами. Спектакль «Свадьба» явился совместным проектом Международной конфедерации театральных союзов и Белорусского национального академического театра имени Янки Купала, и герои его говорят на русском и белорусском языках.

Особую радость доставил бакинским зрителям спектакль «Дождь» канадского цирка «Элуаз». Словно на «машине времени» он погрузил их в период детства, когда все воспринималось с открытой душой, ярко, радостно, с доверием ко всему миру. И актеры канадского цирка не обманули доверие уже взрослых людей. Они виртуозно, вдохновенно исполняли цирковые трюки, акробатические этюды. Музыка, плавная сменяемость номеров помогали создавать особое  расслабляющее настроение, наполняющее сердце светлым чувством. Особый восторг у зрителей вызвала концовка спектакля, когда на сцену откуда-то сверху полился «настоящий» дождь, в котором герои спектакля, вместе со зрителями вспоминавшие свое детство, буквально купались, плавали в воображаемом море. Брызги «дождя», казалось бы, долетали и до зала, по крайней мере, отлетел в зал мокрый от дождя мяч, с которым играли действующие лица спектакля.

Зал кричал «Браво», без устали аплодировал, не торопясь покидать зал. Так было и на других фестивальных показах.

 

Франгиз ХАНДЖАНБЕКОВА

Бакинский рабочий.- 2010.- 4 декабря.- С.8.