ДУМАЙ, ПОНИМАЙ, СОЗДАВАЙ

 

Доха —  столица   Государства Катар —  ночью  напоминает гигантскую новогоднюю елку:  устремленные ввысь здания  светятся яркими разноцветными огнями. Над небоскребами, а их в  столице десятки, прожекторы высвечивают слова «Думай,  понимай, создавай», написанные крупными арабскими и английскими  буквами, которые «горят» всеми цветами радуги и приковывают внимание  как самих жителей, так и тех, кто по тем или иным причинам приехал в гости. Как мне объяснили, упомянутые слова —  это своего рода призыв, который  обращен в первую очередь к молодежи. Как нетрудно догадаться, под ними понимается образование. И этой важной сфере власти Катара придают  большое значение. Здесь считают, что  образование — это ключ  к прогрессу, экономическому росту, процветанию. За утверждение этой  истины взялся Катарский фонд образования, науки и развития.

 

Эта структура, на счету которой, отмечу, забегая вперед, немало добрых дел, была основана в 1995 году Указом Его Высочества шейха Хамада бен Халиф аль-Тани. Его создание было одной из ранних инициатив Эмира после его восшествия на престол. Эта структура находится под патронажем супруги Эмира Катара, Шейхи  Мозы бинт Насер аль-Миснед, которая является официальным руководителем многих проектов в сфере образования, здравоохранения, культуры и искусства.

Фонд принимает к рассмотрению проекты и предложения о сотрудничестве от юридических и физических лиц как Катара, так и других государств. Проект должен соответствовать реализации поставленных задач — развивать здравоохранение, образование и другие  сферы жизнедеятельности страны, укреплять ее авторитет. Основу годового бюджета фонда составляют государственные отчисления (определенный процент от продажи нефти и газа). Контроль над использованием средств осуществляется Катарским управлением по инвестициям (КУИ). Кстати, все инвестиционные проекты фонда должны получить одобрение КУИ.

В фонде работает группа советников из США, оказывающих консультативную поддержку непосредственно руководству. При этом шейха Моза имеет право самостоятельно принимать решение в вопросе выбора проекта для финансирования.

Первые проекты положили начало основанию Ассоциации Катара по борьбе с диабетом и Социального центра развития. В 1996 году фонд начал разрабатывать образовательные проекты. В том же году была создана академия Катара. В 1998 году свой филиал открыла школа искусств Университета Вирджиния. Академические программы начали функционировать в 2001 году. В

2002-м открывается филиал известного медицинского колледжа Корнелльского университета. Шаг за шагом Катарский фонд создает в пригороде Дохи  «Городок знаний». В него входят Университет Карнеги — Неллона, который обучает бизнесу и информатике,  Джорджтаунский университет (Вашингтон), обучающий внешней политике, Корнелльский университет (штат Нью-Йорк) реализует программу обучения младшего медицинского персонала. Сельскохозяйственный и политехнический университет Техаса обучает инженерному делу, а Университет Вирджиния — дизайну. Также были созданы совместные программы с Катарским университетом.

Упомянутый  городок — это сообщество университетов мирового класса, обеспечивающих доступ к лучшим образовательным программам в Катаре. В частности, система обучения и исследовательской работы способствует последовательному развитию граждан Катара — от начального образования до получения научной степени. Миссия фонда состоит в том, чтобы обеспечить равные возможности всем гражданам страны для получения качественного образования и сделать Катар лидером в инновационном образовании и научных исследованиях. Супруга Эмира Ее Высочество шейха Моза бинт Насер аль-Миснед   выдвинула девиз: «Передача знаний  — лучший способ преодоления барьеров между народами». Этот тезис подтверждает тот факт, что   в «Городке знаний» обучаются студенты из более чем 30 стран мира.

В эти подвижки  трудно поверить, поскольку  в недалеком прошлом все было иначе. Многие катарцы, в основном юноши, уезжали учиться за границу, чаще всего в США. Девушки, по местным обычаям, были лишены такой возможности. И правительство, которое, по общему мнению, проявляет исключительную заботу о своих гражданах, решило предоставить им возможность посещать лекции американских университетов, оставаясь на родине. Переговоры об открытии в Эмирате лучших программ ведущих вузов Нового Света шли давно, с момента создания Катарского фонда, но не слишком результативно. После событий 11 сентября 2001 года  работы в этом направлении активизировались, поскольку получить американскую студенческую визу стало крайне сложно, особенно для выходцев с Ближнего Востока.

Катарцы изначально отказались от «оптовых закупок» знаний, прекрасно понимая, что даже в самом  хорошем институте все факультеты и программы не могут быть одинаково сильными. После тщательного отбора «жемчужины» разместили на одной территории, что позволило студентам параллельно с обучением в своем университете посещать интересующие их дополнительные курсы у лучших педагогов соседнего вуза. Скажем, медики Weill Cornell Medical College, желающие освоить иностранный язык, могут ходить на занятия в Georgetown University School of Foreign Service, а инженеры из Texas A&M University брать уроки рисования, компьютерного дизайна или слушать лекции по изобразительному искусству в Virginia Commonwealth University School of the Arts. Причем родной университет засчитывает  им подготовку, пройденную у соседа.

Аудитории и лаборатории всех без исключения учебных заведений  идеально продуманы и оснащены самым современным оборудованием. Взять хотя бы обычную комнату для семинарских занятий. Посередине квадратом стоят восемь столов, на каждом — компьютер с плоским дисплеем, который при необходимости опускается вниз, чтобы не мешать ученикам общаться между собой. На одной стене находится большой экран, естественно, соединенный с компьютерами, другие покрыты специальным материалом, чтобы на них можно было писать фломастером, а после стирать слова прикрепленным к доске ластиком.

Шейха Моза использует свое влияние в Государстве Катар для продвижения в массы населения арабского мира и ее страны, образования и социального развития. Путешествуя по США, Шейха делала доклады в американских университетах и различных общественных организациях, которые развеивали мифы и домыслы западного мира о восточных женщинах и их образе жизни.

Шейха продвигает в широкие массы своей страны идеи борьбы с бедностью, насилием и безнадежностью. Она  создала Арабский демократический фонд, в который сразу сделал взнос в размере 10 миллионов долларов ее супруг — Эмир Катара. Основными задачами созданного фонда являются поощрение свободы прессы и развитие гражданского общества. Одним из основных и самых интересных достижений Шейхи, как мы уже отмечали выше, является созданный при ее содействии «Городок знаний».

Другим крупным проектом фонда является Катарский научно-технологический парк (КНТП). Он представляет собой оснащенную самым современным образом базу для проведения научных исследований. Задачами парка являются поиск, выявление и разработка наиболее интересных научно-технологических проектов и разработок.

Официальный Катар привлекает к решению проблем образования и другие государства. В частности, в конце сентября 2009 года в Дохе состоялся Всемирный саммит по инновациям в сфере образования, в работе которого приняли участие около тысячи руководителей министерств и ведомств, политиков, представителей  бизнеса, некоммерческих организаций, школ и университетов из Германии, Франции, Англии, Канады, Бразилии, Мексики,  Австралии, Японии, России, Сингапура и других стран. По мнению организаторов, проблемы в области образования сегодня не ограничиваются пределами одной страны, они носят глобальный характер. Поэтому темой упомянутого саммита стало  «Всемирное образование: совместная работа ради устойчивого развития».

И в заключение. Катар,  как и другие государства, входящие в Совет сотрудничества стран Персидского залива, долгое время стремился к решению основной дилеммы: каким образом оптимально диверсифицировать национальную экономику, если этот процесс неизбежно приводит к притоку работников-иностранцев, как квалифицированных, так и неквалифицированных. К 1975 году, спустя всего четыре года после обретения независимости, 98.000 человек из 158.000 работников этой бывшей британской колонии составляли мигранты. С тех пор в этом плане мало  что  изменилось. Так, во  многих компаниях (к примеру, газовый сектор или банковский), как мне рассказали в Дохе, число местных кадров не превышает 30 процентов от общей численности работающих. Иностранные специалисты и рабочие превосходят  арабов по своему количеству в пропорции три к одному. Поэтому целеустремленная политика в области образования руководствуется  во многом стремлением подготовить местных специалистов для работы в растущем частном секторе страны и таким образом содействовать хотя бы частичным переменам в демографическом дисбалансе. Усилия в этом направлении вполне оправданы. Сошлюсь на слова бывшего  Президента ОАЭ шейха Зайед Пин Султан аль-Нахайяна, который  сказал как-то, что преобладание иностранцев среди населения страны представляет собой «серьезную угрозу, которая угрожает стабильности общества и будущим поколениям». На сколько это серьезно — сказать трудно. Как бы там ни было, ясно одно: в Катаре прилагают все усилия — и политические, и финансовые, и интеллектуальные — для того, чтобы превратить  нефтегазовый капитал в человеческий и тем самым увеличить долю коренного населения  в структуре тех или иных компаний, функционирующих в Государстве Катар. И это у них получается. В прошлом году, например, в упомянутом «Городке знаний» прошла церемония по случаю вручения дипломов  первым 122 выпускникам четырех американских университетов: Texas A&M University in QatarVirginia Commonwealth University School of the Arts in QatarWeill Cornell Medical College in QatarCarnegie Mellon University in Qatar. Юноши и девушки  пустились в плавание по жизни‚ оставив позади трудный путь приобретения  знаний и получив в качестве пропуска в жизнь дипломы ведущих американских университетов. Им удалось преодолеть этот путь с успехом‚ несмотря на высокие требования к абитуриентам‚ а также на весьма ощутимую плату за учебу. Самое интересное‚ что данные параметры устанавливают не в Катаре‚ а в головных американских университетах. Правда‚ сдается‚ что в Катаре преодолеть оба барьера проще‚ чем в США. Так, Катарский фонд образования‚ науки и развития общества предоставляет студентам «Городка знаний» финансовую помощь в виде 100% оплаты обучения и покрытия других расходов. Студент  получивший поддержку‚ после окончания учебы должен либо отработать оговоренное время на каком-то из предприятий Катара‚ либо вернуть фонду полученную сумму.

 

Вагиф АБДУЛЛАЕВ

Бакинский рабочий.- 2010.- 10 декабря.- С.4.