ГЕЙДАР АЛИЕВ И ЕГО
ВРЕМЯ
Прошло семь лет с того дня, когда из жизни ушел выдающийся государственный деятель современности Гейдар Алирза оглу Алиев, с именем которого в нашей истории связаны самые важные свершения. Этот человек работал и жил для своей страны, для своего народа. И на его большом жизненном пути порой пересекались дороги многих людей, в судьбе которых он оставил память о себе на долгие годы. Мне также посчастливилось наблюдать его стиль работы довольно близко.
В начале семидесятых годов прошлого столетия, в связи с необходимостью бесперебойного обеспечения населения Баку сельскохозяйственной продукцией, на высоком республиканском уровне было принято решение о строительстве крупной плодоовощной базы. Для успешного проведения работ по строительству нового народнохозяйственного объекта ему был придан статус республиканской комсомольской стройки. Строящийся объект был выделен в самостоятельную единицу, где функционировали районные партийная и комсомольская организации. Но, тем не менее, весь ход работ находился под наблюдением самого Гейдара Алиева, бывшего в те годы руководителем республики.
По направлению республиканской комсомольской организации я, в ту пору студент вечернего отделения исторического факультета Азгосуниверситета, имеющий к тому же диплом об окончании заочного отделения Всесоюзной партийной школы по работе с комсомольскими организациями, был направлен инструктором на эту стройку. В мои обязанности входила забота об организации культурного досуга работающей здесь молодежи. Рабочий коллектив на стройке был большим и в основном состоял из молодежи, так что дел было предостаточно.
Несмотря на свой загруженный до предела рабочий график, Гейдар Алиев дважды в неделю лично посещал рабочую площадку и детально знакомился с ходом проводимых на ней работ. По долгу своей деятельности мне, как и всем ответственным работникам на этом объекте, надлежало присутствовать при Гейдаре Алиеве, во время его пребывания здесь. И каждый раз мне, молодому человеку, только вступающему в самостоятельную трудовую жизнь, приходилось поражаться тому, с каким знанием дела вникал во все руководитель республики. Более того, благодаря своей феноменальной памяти он до мелочей помнил о том, какие распоряжения или замечания были сделаны им в предыдущие посещения строящегося объекта. Пару раз и мне пришлось получить от него наставления о том, как необходимо разнообразить свою работу в общении с молодежью, наполнить ее новым содержанием. При этом он оставался простым в общении с рабочими и инженерно-техническим персоналом, интересовался тем, каковы условия их работы и быта.
Все это накладывало отпечаток и на работу руководящего и ответственного персонала и в первую очередь, на нас, комсомольских работников. Приходилось работать так, чтобы не заслужить упрека от руководителя республики.
Прошло много лет с тех пор, когда судьбе угодно было вновь организовать мне встречу с Гейдаром Алиевичем и выполнить его ответственное поручение. Произошло это в начале весны 1980 года, в преддверии празднования очередной юбилейной даты установления Советской власти в Азербайджане. В те дни, по распоряжению руководства республики, был создан Музей Дружбы народов, располагавшийся на территории Нагорного парка.
Так вот, по замыслу создателей института, одним из которых был сам Гейдар Алиев, в нем должны были функционировать отделы, представляющие союзные республики. И для того, чтобы их оформить, руководство республики договорилось со своими коллегами из других республик о предоставлении ими необходимого материала для нового института.
В один из дней я, в то время уже окончивший учебу в университете и работавший научным сотрудником в Музее истории Азербайджана Академии наук республики, был вызван к директору музея, академику Пюсте ханум Азизбековой. Из беседы с ней мне стало известно о том, что она рекомендовала меня Центральному комитету партии для выполнения ответственной миссии.
О том, что это за миссия, я должен был узнать по прибытии в ЦК.
В приемной ЦК я застал большую группу людей, которые так же были вызваны для получения важного задания. Все они, так же как и я, не знали, в чем будет заключаться наша миссия. Вскоре нам сообщили о том, что с нами будет беседовать лично Гейдар Алиевич. В кабинете руководитель республики поинтересовался тем, кто из какой организации и кем там работает, оказалось, что все мы были из различных научных учреждений Академии наук республики. Побеседовав с каждым в отдельности, Гейдар Алиевич сообщил о том, что нам предстоит сделать в ближайшее время. Оказалось, что каждый из нас направлялся в Центральные комитеты союзных республик с задачей собрать там необходимые материалы, предметы быта, культуры, присущие населению тех республик. Мне выпала честь отбыть в Киргизию.
Уже на следующее утро, имея на руках личное послание руководителя республики к его киргизскому коллеге, я отбыл в столицу Киргизии город Фрунзе. По пути туда мне пришлось сделать небольшую остановку в Ташкенте, так как прямого авиарейса Баку — Фрунзе в тот день не было. Нас с моим коллегой, которому предстояло выполнить свое поручение в Узбекистане, встретили работники республиканского ЦК и доставили в Центральный комитет. Мой коллега был приглашен на прием к первому секретарю ЦК Узбекистана, а мне была предоставлена возможность совершить ознакомительную поездку по столице республики. Во второй половине дня меня проводили в аэропорт и устроили на рейс Ташкент — Фрунзе.
В столице Киргизии, где я был принят партийным руководителем республики Турдакуном Усубалиевым, высоко отзывавшимся о нашем Гейдаре Алиевиче Алиеве, мне пришлось провести четыре дня. За эти дни я не только хорошо изучил город Фрунзе, но и по приглашению киргизских товарищей побывал на озере Иссыккуль, курортной жемчужине республики. За это время для будущей экспозиции этой союзной республики в создаваемом в Баку Музее собирались необходимые материалы различного характера. Это была национальная литература, одежда, музыкальные инструменты, документы, отражающие прошлое и настоящее Киргизии. И везде, где бы я ни побывал за эти дни — в ЦК партии республики, Президиуме Верховного Совета, Кабинете министров — я не раз слышал теплые слова в адрес нашего руководителя — Гейдара Алиева. В Киргизии хорошо знали нашего общенационального лидера и высоко ценили его за трезвый ум и твердость характера.
По возвращении домой мы все, кто выполнял это ответственное задание руководителя республики, через своих начальников получили его благодарность. В свою очередь и мы были горды тем, что с честью и достоинством представляли свою республику в других союзных республиках.
Третий раз судьба еще подарила мне возможность оказаться в непосредственной близости от него. Произошло это во время последнего посещения нашей республики союзным партийный руководителем Леонидом Брежневым осенью 1982 года. По сценарию, он должен был посетить Музей Дружбы народов в Нагорном парке и после этого встретиться с известными людьми нашей республики — учеными, деятелями культуры и искусства, общественными работниками. Не знаю как, но мой руководитель, академик Пюста ханум Азизбекова добилась того, чтобы и мне была предоставлена возможность оказаться в числе тех, кто собрался в тот вечер на площадке у основания памятника С.М.Кирову.
Погода в этот день, как назло, не радовала нас. Было холодно, и к вечеру поднялся ветер. Многие из присутствующих на площадке были одеты по-праздничному, но не по сезону. Видно было, как они страдали от холода, но никто не мог покинуть это место.
А гость республики и сопровождавшие его люди все никак не появлялись. Оказалось, виной этому было физическое состояние Л.И.Брежнева, который плохо себя почувствовал и этим задержал процедуру представления ему. Наконец, по тому, как забегали на заднем плане сотрудники спецслужб, мы догадались, что высокое руководство вот-вот должно появиться. Так оно и произошло. Вскоре показался Л.И.Брежнев в сопровождении нашего лидера Гейдара Алиева и генерала охраны. Находясь в последнем ряду встречающих, сразу же за Рашидом Бейбутовым, я мог видеть как, проходя вдоль встречавших Гейдар Алиевич без всякого подобострастия, с внутренним достоинством, гордостью представлял цвет нации. Таким он мне запомнился на долгие годы.
Последний раз я, будучи корреспондентом военной газеты Министерства обороны, видел нашего общенационального лидера уже тогда, когда он вновь возглавил республику в трудное для нее время. Это произошло недалеко от линии фронта, в Бейляганском районе, где Гейдар Алиевич встретился с воинами Национальной армии, отражавшими армянскую вооруженную агрессию. Присутствие духа, присущее ему, передавалось от него к тем, кто окружал его. Чувствовалось, что все сказанное им в тот день будет иметь положительное продолжение. Так оно и случилось, когда наши войска, сломив упорное сопротивление армянских захватчиков, освободили стратегически важный населенный пункт Горадиз и продвинулись далеко на запад. Люди поверили в то, что врага можно бить и гнать с родной земли. Наш народ и сегодня уверен в том, что и его политический наследник, наш нынешний Президент Ильхам Алиев достойно завершит дело своего отца и добьется полного освобождения оккупированных армянами земель, и люди вернутся к своим родным очагам.
Искендер ГАДЖИ
Бакинский рабочий.-
2010.- 11 декабря.- С.2.